Гала Дали — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, Сальвадор Дали

Биография

На создание шедевров Сальвадора Дали вдохновляла Градива, не героиня барельефа в Ватикане, а вполне реальная, но подобная божеству женщина. В мире искусства её знали как Гала Дали. Прежде чем выйти замуж за ключевого представителя сюрреализма, она крутила роман с авангардистом Максом Эрнстом и строила семейное счастье с поэтом Полем Элюаром.

Детство и юность

Настоящее имя музы Сальвадора Дали — Елена Дьяконова. Она родилась 26 августа (7 сентября) 1894 года в Казани, тогда еще в Российской империи.

В открытых источниках Галу Дали называют по-разному: Ивановной или Дмитриевной, Делувиновой-Дьяконовой или Гомберг-Дьяконовой. А ведь разночтение не имеет под собой оснований.

Embed from Getty ImagesГала Дали в молодости

Биологический отец Градивы — адвокат Дмитрий Ильич Гомберг, мать — Антонина Петровна Деулина. В молодости она вышла замуж за чиновника Ивана Дьяконова, взяла его фамилию, а в 1888 году разорвала семейные отношения. Поэтому корректным именем Галы Дали будет Елена Дмитриевна Дьяконова либо с двойной фамилией — Гомберг-Дьяконова.

Она воспитывалась с братьями Вадимом (1892 г. р.) и Николаем (1896 г. р.), сестрой Лидой (1902 г. р.). Получила достойное образование в женской гимназии М. Г. Брюхоненко, училась с поэтессой Мариной Цветаевой и её сестрой Анастасией.

Личная жизнь

Гала Дали стала женой Поля Элюара в 1917-м, а год спустя у них родилась дочь Сесиль. Модель страшилась мысли о материнстве, поэтому не смогла воспитать малышку достойно, часто игнорировала её потребности. В 1936 году Дали перенесла гистерэктомию из-за миомы матки. Это стало своего рода «лекарством» от желания мужчин иметь от неё детей.

В 1924 году в историю любви Дали и Элюара вмешался Макс Эрнст. Их связывала ménage à trois, то есть «любовь втроем»: партнеры не только жили вместе, но и делили постель. Такие отношения продлились до 1927-го.

317473258312505/466342310092265/?type=3″>

Dalí, Gala, Paul Eluard i Nusch a Port Lligat, 1931.

Опубликовано Dünya rəssamlığı Пятница, 4 января 2013 г.Сальвадор Дали, Гала Дали, Поль Элюар и Нуш Элюар

Сальвадор Дали на 10 лет моложе своей Градивы. Они стали супругами в 1934-м, а в 1958-м состоялось венчание. Примечательно, что до этого времени муза и не думала порывать отношения с Полем Элюаром.

В 1968 году Сальвадор Дали подарил супруге замок Пуболь, что расположен в одноименной деревне Каталонии. Сейчас там находится музей.

До последних дней Гала Дали была ненасытной в сексуальном плане, заводила краткосрочные отношения с друзьями мужа. В конце 1970-х годов она встречалась с рок-певцом Джеффом Фенхольтом, первым исполнителем роли Сына Божьего в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда».

Муза

Гала Дали прославилась благодаря бурной личной жизни. В 1912 году она, дочь зажиточных родителей, уехала в Швейцарию лечиться от туберкулёза и познакомилась с поэтом Полем Элюаром. Между 18-летними людьми вспыхнули чувства: ни один сборник Элюара не обходился без од к обожаемой музе.

Яркая уроженка Российской империи восхищала и других последователей сюрреализма — художника Макса Эрнста, поэтов Луи Арагона и Андре Бретона. Последний, кстати, считал, что Гала Дали оказывала разрушительное влияние на мужчин, с которыми «дружила», возможно, потому что не каждый мог добиться ее благосклонности.

Embed from Getty ImagesГала Дали и Сальвадор Дали

Сильнее всего потенциал модели раскрыл Сальвадор Дали. Их знакомство состоялось в августе 1929 года и быстро развилось в роман. Своей Градиве художник приписывал львиную долю заслуг: «В основном из-за твоей крови, Гала, я рисую свои картины». Портреты Сальвадора Дали с супругой в качестве натурщицы являются, пожалуй, самыми чувственными изображениями женщины в искусстве Запада.

Дали была легкомысленна, но художник видел в ней лучшее, божественное. Часто она позировала в образе Пресвятой Девы Марии, например, для полотна «Мадонна Порт-Льигата» (1949). В числе других произведений с Галой Дали в «главной роли» — «Имперский монумент женщине-ребенку» (1929), «Галатея со сферами» (1952), «Распятие, или Гиперкубическое тело» (1954) и пр.

Смерть

Биография Галы Дали завершилась 10 июня 1982-го, на 87-м году жизни. За несколько месяцев до кончины она перенесла тяжелый грипп, возможно, он спровоцировал действительную причину смерти. Также у женщины стали проявляться признаки деменции, то есть старческого слабоумия.

Embed from Getty ImagesСальвадор Дали и Гала Дали в последние годы

Останки Галы Дали покоятся в замке Пуболь. На фотографиях видно, что рядом с её надгробной плитой расположена еще одна. Под ней должны были захоронить Сальвадора Дали, но тело художника замуровали в полу его музея в Фигерасе: сюрреалист хотел, чтобы по его могиле ходили люди.

Память

  • 1931 – «Вильгельм Телль и Градива» Сальвадора Дали
  • 1931 – «Старость Вильгельма Телля» Сальвадора Дали
  • 1935 – «Анжелюс Гала» Сальвадора Дали
  • 1945 – «Галарина» Сальвадора Дали
  • 1952 – «Галатея со сферами» Сальвадора Дали
  • 1954 – «Распятие, или Гиперкубическое тело» Сальвадора Дали
  • 1959 – «Открытие Америки Христофором Колумбом» Сальвадора Дали
  • 1960 – «Вселенский собор» Сальвадора Дали

Сальвадор Дали и Гала — история любви и совместные фото художника и его музы

Я люблю её больше, чем собственных мать и отца. Люблю больше, чем Пикассо и даже деньги.

Когда говорят, что за спиной любого великого мужчины стоит сильная и умная женщина, то отличным доказательством данного тезиса являются творческие и бытовые отношения легендарного художника-эксцентрика Сальвадора Дали и Гала. Экстравагантный мастер был хорошо известен дома в Испании, а также в соседней Франции, но звезда Дали по-настоящему засияла на весь мир, когда рядом оказалась подруга, соратница и модель для всех женских образов. Художник и муза стали идеальной парой – эксцентричный, эпатажный гений и умная, талантливая, расчетливая женщина, сумевшая направить бешеную энергию своего мужа в правильное русло, сделав талантливого мастера самым знаменитым художником двадцатого столетия. Свадьба состоялась в 1932-м, история любви началась в 1929-м, а до этого в жизни Гала были другие любови и мужчины.


История любви Сальвадора Дали и Гала



Елена Ивановна Дьяконова сама была не чужда эксцентрики, эпатажа, эскапад. Уроженка российской Казани, покинувшая Родину накануне мировой войны, нашла себе новый дом и первого мужа в Швейцарии. Наследник богатого парижского предпринимателя Поль Элюар баловался лирикой, но знакомство с очаровательной русской туристкой заставило молодого человека всерьёз заняться литературой. В будущем Элюар прославился как ведущий поэт первой половины XX столетия и сооснователь движения дадаизма и сюрреализма. Именно Поль придумал своей жене прозвище Gala (с ударением на втором слоге). А потом познакомил с художниками Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Богемный Париж 1920-х был идеальным местом для творческих и сексуальных экспериментов. Троица Элюар-Гала-Эрнст крутила бурный роман, занимала одну спальную комнату, не скрываясь от гостей. Однако реально великий любовный роман начался в 1929, когда Елена вместе с мужем посетила виллу восходящей звезды мирового искусства в Кадакесе.

Звезду звали Сальвадор. Когда пылкий испанец увидел жену приятеля, то за секунду понял, что встретил женщину своей мечты. Старшая на десять лет дама испытывала схожие электрические любовные чувства, помноженные на уверенность в гениальном даре молодого художника, которому для полной реализации требуется опытная женская рука.

Сновидения играли огромную роль в жизни и творчестве испанского кудесника. Он часто рассказывал своим друзьям о таинственной русской леди, которая приходит к нему во снах и подкидывает идеи для сюрреалистических картин. Вдруг к нему в гости является настоящая роковая женщина из снов, пронизывает электрическим взглядом и остается рядом навсегда, чтобы дарить любовь, наслаждение, вдохновение для творчества.
После нескольких неловких месяцев, когда Елена разрывалась между законным супругом и эксцентричным любовником, безумная страсть ко второму одержала победу. Элюар признал поражение, отпустил любимую к другому мужчине, довольствуясь прощальным подарком испанского сюрреалиста, написавшего его портрет. Сальвадор Дали и Гала отправились в долгое семейное путешествие. Законным браком маэстро и его подруга сочетались в 1932, добавив к нему церковный обряд в 1958-м, когда любовь уже утратила былую страсть и пожилая подруга нуждалась в обеспеченной официальным титулом спокойной пенсии.

Совместные фото Сальвадора Дали и Гала



Последние годы знаменитой пары были омрачены скандалами и конфликтами. Художник даже подозревал, что властная жена разрушает его здоровье опасными коктейлями, подавляющими волю и творческий потенциал. Взаимные обвинения привели к тому, что 1970-80-е звездные супруги провели порознь и в итоге были похоронены в разных местах. Однако никто не забудет, что самые знаменитые художественные произведения в жанре сюрреализма появились на свет благодаря творческому тандему молодых Дали-Гала, которые активно работали вместе и обожали фотографироваться, оставив после себя не только суперкартины, но также коллекцию совместных фото.

























История любви: Сальвадор Дали и Гала | Vogue Ukraine

Елена Дьяконова, более известна миру как просто Гала, была женой французского поэта Поля Элюара и  любовницей немецкого художника Макса Эрнста. Но прославилась она благодаря отношениям с испанцем Сальвадором Дали, которому она стала второй женой, моделью и музой. В день рождения Галы, 7 сентября, вспоминаем великую историю любви между ней и легендарным сюрреалистом. 

Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе, начало 1930-х

“Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной”.

Это первые строчки книги “Дневник одного гения” Сальвадора Дали, опубликованной в Париже в 1964 году, когда художнику было 60 лет, а его жене – 70. Таких строчек Дали напишет немало – в своих книгах, на картинах, каждый раз изощряясь в эпитетах. О самой знаменитой паре в истории искусства 20 века  (наряду с Диего Риверой и Фридой) сказано много, но дневник Дали и его автобиография “Тайная жизнь Сальвадора Дали”, написанные пышно и сочно – один из немногих источников более-менее достоверной информации о том, что представляли собой их отношения.

Гала на съемке для американского Vogue, 1943

Дали и Гала познакомились в 1929 году в Кадакесе. Гале было 35, Дали – 25. Дали только приехал из Парижа, где вместе с Бунюэлем закончил монтаж фильма “Андалузский пес” и пригласил к себе домой две богемные пары – художника Рене Магритта с женой и поэта Поля Элюара с супругой. Ею была Гала – девушка русского происхождения, которая в 17 лет переехала из Москвы в Швейцарию. Гала и Дали заинтересовали друг друга с первого взгляда. Свои впечатления Дали описывает в “Тайной жизни” очень смешно.

“Ее удивила стройность моих рассуждений, и тут же, под плантаном, она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго. В самом деле, от мадридского периода у меня осталось пристрастие к фатовству. У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но если надо было отправиться в селение, я целый час приводил себя в порядок, нафабривал волосы и брился с маникальной тщательностью. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. По вечерам я надевал расписанные мною шелковые рубашки с очень открытым воротом и пышными рукавами, что делало меня похожим на женщину”.

Сохранилось очень много фотографий Галы. Она была худая, стильная и строгая, а ее биографы любят писать о страстном темпераменте девушки и о том, что у нее всегда было множество любовников, в том числе и во время замужества с Дали, в том числе и намного младше самой Галы. “Тело у нее было нежное, как у ребенка, – пишет Дали в своих дневниках. – Линия плеч –почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной”.

Вообще, как бы ни старались многочиленные биографы Галы, лучшие тексты о ней написал Сальвадор Дали.  “Сегодня воскресенье, и я наконец раскрыл тайну цвета глаз Галы, они у нее подводно-ореховые. Этот цвет, так же как и цвет морских олив, весь день не давал мне покоя”.

Один из первых портретов Галы, написанных Дали

Роман Сальвадора Дали и Галы начался почти мгновенно. Гала ушла не только от Поля Элюара –она оставила и 11-летнюю на тот момент дочь Сесиль, с которой в первые годы брака почти не общалась (“Дети меня не очень-то интересовали” – знаменитая фраза Дали). Первое время Дали и Гала жили очень бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате – Дали поссорился с отцом и тот лишил его материальной помощи. Потом уехали в Париж – Дали писал картины, а Гала букально оббивала пороги галерей и колекционеров, рекламируя мужа. Гала никогда не была простой музой: в 1930-е в Париже она усвоила профессию продюсера и агента, представляя права мужа и сделав его коммерчески успешным художником. Например, благодаря ей в Париже возникло меценатское общество “Зодиак”, которое платило Дали гонорар и поддерживало его.

“Галарина”, 1945

Почти на всю жизнь Гала станет единственной женщиной-моделью Дали, кроме его старшей сестры. Десятки картин Дали посвящены Гале – “Мадонна из Порт-Лигата”, “Галарина” “Атомная Леда”. На всех она изображена с гордой осанкой, строгим взглядом и легкой полуулыбкой. Часто дали пишет Галу в центре религиозных мотивов, что искусствоведы трактуют как фанатичное отношение художника к жене как  к Деве Марии.  При этом очевидно, что Гала была не просто музой или агентом художника, но и сама имела неординарный художественный талант. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил большую инсталляцию “Сон Венеры”. Это был сложный, эффектный проект: вход в зале был выполнен в виде стройных женских ног, а внутри картины Дали соседстовали с моделями, которые изображали сюжеты  полотен. Есть много сохранившихся документов, в которых зафиксировано, что Гала была соавтором работы.

Дали и Гала были вместе больше 50 лет. «У нас с Гала словно медовый месяц, – пишет Дали. – У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде. Чувствую, как ко мне приближается мужество, которого мне все еще не хватало, чтобы окончательно превратить свою жизнь в шедевр героизма. Чтобы добиться этого, мне придется ежеминутно совершать деяния, достойные героя».

Замок в Пуболе

И ждать не пришлось долго. В 1969 году Дали, щедрый на красивые жесты, подарил своей жене средневековый замок. Замок Пуболь или замок Галы – готический дворец в небольшой деревне в каталонской провинции Жирона, который был построен в 11 веке. К 70-м годам 20-го века он прошел много испытаний и был в плачевном состоянии, но Дали его трещины только вдохновляли. Художник провел тщательную реставрацию замка, собственноручно расписал стены  и подарил его жене. «Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», –писал позже художник. Гала действительно здесь жила, а после ее смерти в этом месте обустроили дом-музей Галы.

К слову, звали Галу на самом деле Елена Дьяконова. Галой (с ударением на втором слоге) ее назвал Поль Элюар – с французского это слово переводилось как “праздник”. Символично.

История жизни Елены Дьяконовой, благодаря которой Сальвадор Дали стал одним из величайших художников XX века

Автобиография Сальвадора Дали «Дневник одного гения» начинается такими словами: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной богине Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей Святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной». Елену Дьяконову, которая сама себя называла Гала, что по-французски означает «праздник», одни считают той самой великой женщиной, стоящей за каждым великим мужчиной, а другие — злым гением, превратившим талант художника в средство для зарабатывания денег.

Хотя Дали и называл Елену Галатеей, AdMe.ru взял на себя смелость предположить, что в их паре настоящим Пигмалионом была именно она. А что думаете вы?

От Елены Дьяконовой до Галы Дали

Елена Ивановна Дьяконова, известная всему миру как Гала́, родилась 18 августа 1894 года в Казани. Через несколько лет ее отец умер, а мать вышла замуж во второй раз и вся семья переехала в Москву.

Своего отчима Елена очень любила — настолько, что даже взяла себе отчество по его имени — Дмитриевна. Словно бабочка из куколки, будущая муза Дали превращалась из Елены Ивановны в Елену Дмитриевну, из Елены Дьяконовой — в Елену Дьяконову-Элюар, затем в Галу и, наконец, в Галу Дали.

В Москве Елена поступила в гимназию, где вместе с ней учились сестры Цветаевы. Марина Цветаева, с которой Елена была дружна, так описывала ее:

«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».

В 1912 году 17-летняя Елена заболела туберкулезом и семья отправила ее в швейцарский санаторий Клавадель. Там она познакомилась с никому пока не известным поэтом Эженом Гренделем — впоследствии ее первым мужем. Самой Елене была уготована судьба стать музой и вдохновлять того, кого весь мир узнает под псевдонимом Поль Элюар, на написание самых пылких любовных стихов. Так Елена открыла в себе свой, пожалуй, самый главный талант — быть музой.

Пара поженилась в 1917 году, а через год у них родилась дочь. В 1921 году Елена и Поль приехали в Кельн к художнику Максу Эрнсту — и это стало началом того типа отношений, которые принято называть любовным треугольником. В отличие от большинства подобных историй, их роман на троих был открытым — настолько, что они жили, не скрываясь, под одной крышей.

Неизвестно, сколько бы просуществовал этот необычный союз, если бы в 1929 году Поль Элюар и его жена не отправились в испанский город Кадакес в гости к 25-летнему художнику Сальвадору Дали. «Я сразу поняла, что он — гений», — напишет Гала позже.

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег»

Из дома в Кадакесе Поль Элюар уехал без жены, забрав в качестве небольшой компенсации свой портрет, написанный Дали. «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз», — скажет художник.

С того момента Гала и Сальвадор были неразлучны, а в 1932 году, когда она наконец-то оформила развод с Элюаром, пара официально поженилась. Их брак с самого начала был довольно странным: он панически боялся женщин, и, скорее всего, интимной близости (некоторые считают, что Гала была единственным человеком, который мог прикасаться к Дали), она же была сладострастна и страстолюбива.

Впрочем, Дали тоже был страстен — но только в своих фантазиях и творчестве, а она же утоляла свою жажду с многочисленными молодыми любовниками из числа местных моряков.

Работы, написанные в годы совместной жизни, художник подписывал не иначе как «Гала — Сальвадор Дали». Именно Гала сумела сделать так, что их дом стали осаждать коллекционеры и любители живописи, желавшие «прикоснуться к гению Сальвадора Дали». Говоря современным языком, она была эффективным менеджером: если картины продавались плохо, она заставляла Сальвадора заниматься рекламой, моделированием одежды или, к примеру, оформлением витрин.

Несмотря на всего лишь 10-летнюю разницу в возрасте, Сальвадор был для Галы скорее сыном, чем мужем: она называла его «мой мальчик» и любила гораздо больше, чем собственную дочь, которую воспитывала бабушка Элюара. Да и сам Сальвадор, чья мама, которую он просто обожал, умерла, когда ему было 15 лет, охотно принимал эту роль.

В течение многих десятилетий Дали писал Галу в разных ипостасях: на его картинах она запечатлена то обнаженной в полупристойной позе, то в образе Мадонны. Впрочем, некоторые искусствоведы считают — и, скорее всего, в этом есть большая доля истины, — что Гала не была безмолвной моделью: она выступала в роли соавтора, помогая выстраивать композицию будущего полотна.

Гала способствовала разрыву Сальвадора Дали с сюрреалистами, но в то же время во многом благодаря ее таланту и предпринимательской жилке, художник смог небезосновательно заявить: «Сюрреализм — это я».

Кстати, именно из-за одного из основоположников сюрреализма, поэта Андре Бретона, который всей душой ненавидел Галу, она после развода с Элюаром обрела сомнительную славу распутницы и сребролюбицы (в чем, конечно же, была значительная доля истины). Позже в газетах ее нарекли «алчной валькирией» и даже «жадной русской потаскухой». Впрочем, ни Галу, ни Сальвадора это не трогало: для него она была Градивой, Галатеей, золотцем.

Однако лучше всего об отношениях супругов говорит эта фраза из воспоминаний сестры Галы Лидии:

«Гала возится с Дали как с ребенком: читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя — Гала бросается к нему с успокоительными каплями: не дай бог, с ним сделается припадок».

Avida Dollars

В 1934 году супруги отправились в Америку, как всегда, повинуясь безошибочному чутью Галы: она считала, что только там ее гениальный муж сможет обрести настоящее признание, и, само собой, разбогатеть. И она не ошиблась.

Именно здесь, в Америке, Сальвадор как нельзя больше стал соответствовать прозвищу, придуманному ему еще в Европе все тем же Андре Бретоном, — Avida Dollars. Оно было составлено из букв его имени, что в переводе означало примерно «жаждущий долларов». Пара устраивала многочисленные перформансы, а каждый свой выход в свет обставляла с большой помпой: спускаясь с борта корабля на американскую землю, Дали нес в руках двухметровый батон.

Спустя 6 лет после первого приезда в США Гала и Сальвадор снова вернулись сюда и провели здесь целых 8 лет. Они оба работали не переставая. Он писал картины, сценарии, создал декорации к фильму Альфреда Хичкока и даже работал над мультфильмом для Уолта Диснея (который увидел свет только в 2003 году), оформлял витрины, — словом, делал все, что приносило доход и приумножало славу. А она с неуемной энергией устраивала все это и заключала все новые договоры. Но и не забывала о собственных нуждах, постоянно заводя новых любовников значительно моложе себя.

Закат

В 1948 году супруги Дали вернулись в Испанию: Сальвадор очень любил свою родину и всегда по ней скучал. У них было все: слава, состояние, успех, но одно обстоятельство омрачало жизнь Галы — она старела. И чем старше она становилась, тем моложе и многочисленнее были ее поклонники: она тратила на них баснословные деньги, дарила им драгоценности, машины и даже картины своего мужа.

Несмотря на все это, в 1958 году Гала и Сальвадор Дали заключили церковный брак. За более чем полувековую историю их союза Елена Дмитриевна дала массу интервью, но никогда не раскрывала подробностей совместной жизни с мужем. Сам Дали уверял, что в течение 4 лет его жена вела дневники на русском языке, но, где они находятся и существуют ли на самом деле, и сегодня никто не знает.

В 1964 году Градиве исполнилось 70 лет, и они с мужем все больше отдалялись друг от друга: она проводила большую часть времени с поклонниками, а он — в компании своей платонической возлюбленной певицы Аманды Лир. В 1968 году Дали совершил один из своих «далианских» поступков — купил своей бессменной возлюбленный замок Пуболь, посещать который ему дозволялось только с письменного разрешения Галы.

Все последние годы, которые были омрачены борьбой с недугами и попытками противостоять неизбежной старческой немощи, Гала провела в замке. В 1982 году она сломала шейку бедра, и после нескольких дней, проведенных в больнице, Гала Дали, урожденная Елена Ивановна Дьяконова, скончалась в возрасте 88 лет.

Дали похоронил ее в склепе замка Пуболь, в гробу с прозрачной крышкой. Он прожил без своей единственной любви еще 7 лет, страдая от глубокой депрессии и прогрессирующей болезни Паркинсона. В 1989 году на 85-м году жизни Сальвадор Дали скончался. Все свое состояние, включая картины, он оставил той, которую любил почти так же сильно, как свою неповторимую Галу, — Испании.

Конечно, можно относиться к Гале по-разному, но одно остается совершенно ясным: если бы в 1929 году не состоялась судьбоносная встреча художника с его Градивой, мир вряд ли бы узнал о том, кто такой Сальвадор Дали. Тот, который и есть сюрреализм.

Гала Дали: муза, монстр или непонятый художник?

  • Кэт Паунд
  • BBC Culture

Автор фото, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018

Возмутительная, капризная, корыстная – Галу всю жизнь окружала слава музы-чудовища. Но была ли она также самобытным художником, соавтором Дали и создателем мифа о нем? Возможно, сегодня ее роль нуждается в переосмыслении.

В кругах художников-сюрреалистов шутили, что если художник нарисовал хорошую картину, он наверняка влюбился в Галу.

Она была женой поэта Поля Элюара, любовницей Макса Эрнста и многих других известных мужчин эпохи, а потом она встретила Сальвадора Дали, влюбилась и провела с ним остаток своей жизни.

Впрочем, ее мощная личность раздражала мужское художественное общество. Андре Бретон ее презирал, а Луи Бунюэль ненавидел так, что однажды чуть не задушил.

Когда Дали стал всемирно известным, Гала получила славу женщины с манией величия, одержимую деньгами и молодыми любовниками.

Хотя доля правды в этом, безусловно, есть, пикантные истории и сплетни, которые окружали Галу Дали всю ее жизнь, упускают важный факт о ее огромном новаторском таланте.

Автор фото, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018

Підпис до фото,

Гала в шляпке Эльзы Скиапарелли, дизайн которой разработал Сальвадор Дали, 1938

Выставка, которая недавно открылась в Национальном музее искусств Каталонии в Барселоне, свидетельствует, что Гала была не только музой. Ее можно по праву считать концептуальным художником, чей самобытный стиль сыграл важную роль в творчестве самого Дали.

Елена Ивановна Дьяконова родилась в 1894 году в России. Гала – так назвал ее Поль Элюар, с которым она познакомилась в швейцарском санатории, где лечилась от туберкулеза. Им обоим было тогда 17 лет.

Именно с Элюаром она впервые осознала свой талант вдохновлять на творчество. Она поощряла Элюара к поэзии и написала предисловие к одному из его ранних сборников.

Неудивительно, что текст был опубликован под псевдонимом: “Она решила играть роль невидимки, хотя эта роль была чрезвычайно важной, как в произведениях Элюара, так и позже – Дали”, – отмечает куратор выставки Эстрелла де Диего.

Пара объявила свой брак открытым, и Элюар с удовольствием знакомил Галу с ее будущими любовниками, среди которых был и Макс Эрнст. Художник оставил свою жену и присоединился к запутанному ménage a trois (любовь втроем) с Дали и Галой.

На картине 1922 года “Встреча друзей”, на которой Эрнст изобразил ведущих художников сюрреализма, Гала была единственной женщиной.

Автор фото, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018

Підпис до фото,

На картине 1972-73 годов Дали изобразил себя вместе с Галой, которая отражается в зеркале

Взглядом львицы, которым Гала смотрит с полотен любовников, она очаровывала мужчин и в свои 70 лет.

В отличие от Эрнста и Элюара, Андре Бретон ненавидел Галу и видел в ней соперницу, которая частично украла его власть в обществе художников.

Именно он сделал немалый вклад в создание ужасной репутации Галы после того, как она ушла от Элюара.

В их разводе частично был виноват и сам Элюар. Ведь он сам познакомил Галу с Дали во время их поездки в каталонский город Кадакес в 1929 году.

Он был уверен, что их роман продлится недолго, но ошибся – восторг Дали стал любовью всей его жизни.

В истерическом смехе и непристойных шутках привлекательного молодого человека, которыми он буквально сводил с ума всех присутствующих, она увидела несколько больше.

Автор фото, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018

Підпис до фото,

Портрет-сновидение “Галатея со сферами” Дали написал в 1952 году

Позже Дали говорил, что она первая распознала в нем гения. Но он также признавал, что “она стремилась и к реализации собственного мифа. И наверняка она начала осознавать, что дать ей это мог только я”.

Ее решение оставить богатого и успешного Элюара ради никому не известного тогда Дали заставляет усомниться в ее репутации женщины-охотницы за деньгами.

По мнению Эстреллы де Диего, “Гала чувствовала, что с Дали она сможет реализовать свой творческий потенциал”.

Она сменила роскошную парижскую квартиру на крошечный каменный домик в каталонской рыбацкой деревушке Портлиггат.

Она находила утешение у местных рыбаков, которые давали ей физическое удовольствие, на которое Дали с его отвращением к традиционному сексу был неспособен.

Автор фото, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018

Підпис до фото,

Слава музы и чудовища окружала Галу всю ее жизнь

Здесь и начался их “совместный творческий проект”, как выразился директор Музея Пепе Серра, сотрудничество, продолжавшееся всю жизнь.

По мнению многих, Гала создала и самого Дали, однако де Диего уверена, что ее роль была больше.

Гала “приняла участие в проекте “Дали” как артист перформанса, как исполнительница главной роли в произведениях художника.

Творческое сотрудничество

В течение десятилетий Дали рисовал портреты Галы: ее огромная голова с умиротворенной улыбкой на фоне опустошенного пейзажа, Гала в образе рафаэлевской мадонны, которая распадается на фракции или обнажает левую грудь.

Автор фото, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018

Підпис до фото,

“Воспоминания женщины-девочки” 1929 года – один из многих портретов Галы кисти Сальвадора Дали

“Сложно представить, что Гала позировала Дали, послушно выполняя все его приказы, как ей сесть или что надеть. Очевидно, они обсуждали это вместе”, – говорит Серра.

О ее созидательной роли свидетельствует и подпись, которую Дали оставил на многих своих картинах “Гала-Сальвадор Дали”. Современному зрителю, привыкшему к художественным коллаборациям, такая подпись понятна гораздо больше, чем современникам художника.

Хотя Гала предпочитала скрываться за ролью музы, ее творческий вклад становится очевидным в “Сне Венеры” – одной из первых в истории художественных инсталляций.

Сюрреалистический павильон “Сон Венеры” был создан для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году.

Через вход в виде женских ног зрители попадали в зал, где на фоне известных произведений Дали были также представлены и “живые картины”, на которых позировали настоящие модели.

Есть несколько фотографий, на которых Гала обсуждает проект с Дали, разрабатывает костюмы и даже помогает устанавливать разные секции павильона.

“Она могла бы быть моделью для “Сна Венеры”, но взяла на себя роль художника”, – обращает внимание де Диего.

Автор фото, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018

Підпис до фото,

Гала была постоянным источником вдохновения для Дали, позируя для многих его картин, как “Мадонна из Портлиггата” (первая версия), 1949 г.

Пока слава и состояние Дали постепенно росли, Гала всегда была рядом. Их жизнь превратилась в непрерывную череду тщательно срежиссированных выходов в свет, которые Серра метко называет “проект Дали”.

Но в творчестве Дали его бывшие соратники-сюрреалисты вскоре увидели и коммерческую жилку, дав художнику презрительное прозвище, анаграмму его имени, Avida Dollars (примерно “жадный до долларов”).

Их жажду денег объясняли тем, что Гала играла в азартные игры и тратила огромные суммы на своих молодых любовников.

Ее поведение трудно не назвать возмутительным. Она приносила Дали на подпись тысячи копий его картин, которые продавала за огромные деньги как подлинники.

Она безжалостно обращалась с мужчинами, которые ей отказывали, даже когда речь шла о юном сыне Макса Эрнста. Ее нисколько не смущал тот факт, что именно она разрушила брак родителей мальчика.

Автор фото, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018

Підпис до фото,

Сальвадор Дали и Гала работают в павильоне “Сон Венеры” в 1939 году

Впрочем, совсем другой взгляд на Галу открывает Замок Пуболь, который Дали подарил ей в 1969 году и который сам по себе можно считать произведением сюрреалистического искусства.

“Замок выглядит очень аскетично, он практически пуст, кроме нескольких картин и элементов интерьера, – рассказывает де Диего. – Кажется, будто он принадлежит какому-то отшельнику, и это в определенной степени отражает дух Галы”.

Замок становится настоящим откровением для тех, кому Гала известна как роковая, корыстная женщина.

Как отмечает де Диего, “легко повторять избитый миф об ужасной Гале, виновной во всем, что Дали сделал не так”.

“Гораздо сложнее переосмыслить ее роль в истории”. Возможно, именно сейчас и настало для этого время.

125 лет назад в Казани родилась будущая Гала Дали — Реальное время

125 лет назад в Казани родилась будущая муза легендарного сюрреалиста

Фото: kulturologia.ru (Сальвадор Дали. Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече)

Вчера, 7 сентября, исполнилось 125 лет со дня рождения музы и жены испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали — Галы. Далеко не красавица, эта женщина, тем не менее, сводила с ума самых выдающихся мужчин своего времени. Благодаря чему скромной русской девушке удалось превратиться в фаворитку французского бомонда и почему ее лицо кажется красивым, несмотря на объективные недостатки, — в материале «Реального времени».

Роковая Галя

Гала, урожденная Елена Дмитриевна Дьяконова, впоследствии ставшая женой и музой Сальвадора Дали, родилась в Казани в 1894 году. Доподлинно неизвестно, была ли она дочерью мелкого чиновника Ивана Дьяконова или внебрачным ребенком богатого московского адвоката Дмитрия Гомберга, с которым ее мать открыто сошлась после 1905 года.

Зато историки утверждают, что мечтой девочки было сменить имя (мать и старшие братья с детства звали ее Галей) и жить в Париже среди поэтов и художников. Исполнению этой мечты в немалой степени способствовало то, что Елена, с отличием окончив одну из лучших московских гимназий (где она училась вместе с младшей сестрой Марины Цветаевой Анастасией), свободно говорила по-французски и по-немецки и превосходно разбиралась в живописи и литературе.

Когда девушка заболела туберкулезом, отчим отправил ее на лечение в Швейцарию. В Давосе она познакомилась с молодым французским поэтом Эженом Эмилем Полем Гренделем, который влюбился в нее с первого взгляда. Именно он и прозвал ее Гала (с ударением на последнем слоге), что в переводе с французского значит «праздник». В свою очередь Гала тоже придумала возлюбленному новое имя, известное сегодня всему миру — Поль Элюар. Через пять лет пара поженилась, и у них родилась дочь Сесиль.

Молодые супруги вошли в круг авангардных поэтов той поры и оба вели модную тогда свободную сексуальную жизнь. Любовниками Галы были художник Макс Эрнст, с которым пара около двух лет даже открыто жила втроем, а также многие друзья Элюара.

Гала сама соблазнила художника, который был младше нее на 10 лет, и сама сделала ему предложение. Фото istorik.net

«Гала-Чума», или «Жадная русская потаскуха»

Через 12 лет, в 1929 году, во время отдыха в Испании Элюар познакомился с Дали, к которому вскоре и ушла его жена. Причем Гала сама соблазнила художника, который был младше нее на 10 лет, и сама сделала ему предложение.

Гала стала для Дали не только музой и женой, но также нянькой, секретарем и менеджером. Она рекламировала его картины и платила газетным критикам, чтобы они создавали Дали нужный образ модного художника. За восемь лет пребывания в США к началу 1940-х Гала сделала из никому неизвестного художника мультимиллионера. Успеху способствовали многочисленные скандалы, которые устраивала пара, — с начала 30-х годов картины Дали раскупались уже через полчаса после открытия выставки. Известно, что однажды художник получил 29 тыс. франков за картину, которую еще не написал.

Свой брак Гала и Сальвадор Дали зарегистрировали 50 раз — в каждой стране, которую посещали во время путешествий. «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — говорил художник о своей жене. Гале он посвятил картины «Атомная Леда», «Тайная вечеря», «Мадонна Порт-Льигата», «Христос-Гала» и многие другие.

На закате лет Гала стала заводить молодых любовников, которым дарила машины, дома, деньги и даже картины самого Дали. В средневековом замке, который подарил ей муж, Гала устраивала настоящие оргии. Ее называли «Гала-Чума», «алчная валькирия» и «жадная русская потаскуха».

Умерла Гала в 1982 году в возрасте 88 лет из-за перелома шейки бедра. После смерти жены Сальвадор Дали потерял вдохновение и уже не мог писать картины.

Фото figgery.com.ua

«Когда речь идет о харизматичной личности, обсуждать расстояние между глаз или длину носа не имеет смысла»

«Реальное время» попросило экспертов по красоте оценить привлекательность Галы.

Изольда Сахарова, президент общественной организации «Мисс Татарстан» — Такие вопросы лучше задавать мужчинам. Тем не менее, когда речь идет о харизматичной личности, обсуждать расстояние между глаз или длину носа не имеет смысла. Потому что, во-первых, она притягательна и, соответственно, привлекательна именно благодаря силе своего обаяния. Независимо от того, какие у нее пропорции. Во-вторых, все каноны красоты, которые когда-либо существовали в человеческой истории, связаны опять же с харизматичными личностями своего времени. И моду на те или иные предпочтения формируют именно эти люди, становясь примером для подражания.

Сальвадор Дали вдохновился образом Галы, значит, было чем. Так, эта женщина, наша землячка, внесла огромный вклад в развитие живописи и мировой культуры в целом. Конечно же, это была яркая харизматичная личность, к которой нельзя применять общепринятые стандарты.

Стандарты — вообще неблагодарная тема. Вы же знаете, были эксперименты, когда вычисляли формулу идеального лица — брали глаза от одного образа, соединяли с идеальным носом другого образа и так далее, и в результате получался урод. Поэтому подходить к красоте с такими мерками в принципе нельзя.

Да, есть какие-то стереотипы, но это только стереотипы, не более. Сегодня Ирина Шейк, завтра другое имя. И для разной аудитории это могут быть совершенно разные образы. Все зависит от личности, которая так или иначе транслирует свое видение мира на аудиторию. История ведома. Появился в 1960-е подростково-мальчишеский образ Твигги, и он стал историей после тотальной женственности нью-лук 1950-х.

Сальвадор Дали. Явление трех изображений Галы. 1945 г. Репродукция dali-art.ru

Требования, необходимые для профессии модели, — это одна история (это могут быть совершенно разные типажи, главное, это модельные параметры, а для рекламной съемки — чтобы лицо было интересным, с изюминкой). Женская красота же, хотя и согласующаяся с модельной тема, но все-таки несколько иное.

Лицо Галы интересно хотя бы потому, что его рисовал Дали. А на эти картины хочется смотреть, они интересны. Такие образы вне моды и вне конкурса.

Екатерина Борисова, дизайнер одежды — С точки зрения женской красоты все спорно, кто-то любит арбуз, кому-то милее свиной хрящик. Гала, несомненно, понимала, что физическая красота — не самый большой ее козырь, и поэтому развивала свои внутренние качества, так называемую харизму. Хотя девушка, конечно, была ухоженная.

А что в ней было красивого? Небольшие глубоко посаженные глаза, недостаточно четкий овал лица, нос большой, подбородок не мягкий. Фигура — адекватная той эпохе: не Мадонна, но и не рубенсовская дама с распущенными формами. Ну, женщина и женщина. С точки зрения канонов женской красоты, к какому бы времени они ни принадлежали, ее нельзя назвать красавицей. Но ее внутренняя сила и ее умение облечь свои недостатки в достоинства свидетельствуют о недюжинном уме. Есть чему поучиться у нее в этом смысле.

Ее образ на картинах, конечно, преувеличенный в лучшую сторону, ведь Дали смотрел на нее влюбленным взглядом. А на фото — просто неплохо сложенная женщина без каких-либо выдающихся особенностей.

Лично мне Гала безумно нравится как непревзойденный пиарщик и маркетолог, как человек, который смог создать такой бренд, как Сальвадор Дали.

Если говорить об идеалах красоты сегодняшнего дня, мне как дизайнеру одежды импонируют спортивные, сухие, отточенные формы. Если и не топ-стандарт 90-60-90, то близкие к нему размерные признаки. Хотя с точки зрения психологии я разделяю ориентацию на принятие себя в любом виде, в любой форме.

Сальвадор Дали. Галарина. 1945 г. Репродукция wikimedia.org

Что касается лица, то я утверждаю, что никакой моды на пухлые губы (или увеличение других частей женского тела) сейчас нет. В Европе — в Париже, Лондоне — вы такого не увидите. Это есть в Америке, в Латинской Америке, в Москве, в Казани. Откуда? Я думаю, это ярко выраженный расчет на сексуальную озабоченность. Это нужно женщинам, которые нуждаются почему-то в подтверждении своей женской привлекательности, которые считают, что без этого они неполноценны. Мода на рыбьи рты не присуща ни моделям, ни актрисам высокого уровня. Пусть меня простят все те, кто это делает, ничего личного.

Чисто выбритые подмышки, поджарые бедра и умные глаза

А вот так писали о красоте Галы ее современники.

Анастасия Цветаева: «В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими». (Цит. по mir-dali.ru/gala.html)

Сальвадор Дали:
«В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?… Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки… Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того… Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно, если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза — это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантных женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой…». (Из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».)

В статье использованы материалы публикации Николая Кофырина

Александра Романова

ОбществоИсторияКультура Город Казань

Фотографии и репродукции с вкладки. Сальвадор Дали.

Божественный и многоликий

Фотографии и репродукции с вкладки

Сальвадор Дали Куси, отец художника. 1904

Мать Дали Фелипа Доменеч (слева) со своей младшей сестрой Каталиной

Дали в возрасте 1 года. 1905

Дали в возрасте 4 лет. 1908

Вид города Кадакеса

Дом в Фигерасе, в котором родился Дали

Карме Роже, первая любовь Дали. 1920

Сальвадор Дали среди художников Академии художеств. 1922–1923

Лорка, изображающий себя покойником в Кадакесе. 1925 (1927?)

Дали и Лидия Ногес. 1927

Дали и Лорка в Кадакесе. 1927

Дали и Бунюэль на мысе Креус. 1929

Дали с морским ежом на голове. (Фотография Луиса Бунюэля.) 1929

Кадры из фильма «Андалузский пес» (1929). Дали (внизу справа) в роли одного из героев этого фильма

Дали и Лорка

Гала и Дали. 1930

Портрет Зигмунда Фрейда, созданный во время их встречи в Лондоне в 1938 году

Групповая фотография парижских сюрреалистов. 1930. Слева направо: Тристан Тзара, Поль Элюар, Андре Бретон, Ганс Арп, Сальвадор Дали, Ив Танги, Макс Эрнст, Рене Кревель и Ман Рей

Дали на вилле Коко Шанель в Рокебрюне рядом с картиной «Бесконечная загадка». 1938

Гала, Дали и Эдвард Джеймс в Колизее. 30-е годы

Дали в скафандре перед началом лекции в Лондоне. 1936. На полу (слева) сидят Поль Элюар и Нуш Элюар

Коко Шанель во время работы над костюмами к балету «Вакханалия». 1939

Дали пишет «Тайную жизнь» в библиотеке дома Каресс Кросби в Америке. 1940

Дали и Гала в Париже

Дали-старший с дочерью Аной Марией и второй женой Каталиной в Кадакесе. 1948

Одна из фотографий Филиппа Хальсмана из серии «Космический Дали». 1948

Дали на своей выставке в галерее Бигноу в Нью-Йорке у «Портрета Пикассо». 1948

Дом в Порт-Льигате

Дали со своим отцом в Кадакесе. Художник держит в руках американское издание своей книги «50 секретов магического мастерства». 1948

«Паукариум». Рисунок из книги Дали «50 секретов магического мастерства»

Дали работает на портретом Лоуренса Оливье. 1955

Дали читает в Сорбонне лекцию «Феноменологический аспект параноидно-критического метода»

Гала и Уильям Ротлейн. 1966 (?)

Дали и носорог. Фото Ф. Хальсмана. Нью-Йорк. 1958

Дали, Р. Морз и П. Му в Кливленде на открытии Музея Дали. 1971

Дали и Аманда Лир

Дали с Амандой Лир (справа) и Нанитой Калашниковой (слева)

Дали в поместье Пичотов «Мельница у башни». 1973

Дали в холле своего Театра-музея в Фигерасе.

Дали во время церемонии его приема во Французскую Академию в мае 1979 года

Дали в Пуболе. Рядом с ним его последняя работа «Хвост ласточки». 1983

Супруги Морз и фотограф Мели Касальс у гроба Дали

Музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, США, штат Флорида

Холл замка Галы в Пуболе с потолком, расписанным Дали

Театр-музей Дали в Фигерасе

Джузеппе Арчимбольдо. «Лето». 1656

Джорджо де Кирико. «Загадка дня». 1914

Марсель Дюшан. «L. H. O. O. Q». Репродукция «Моны Лизы», подправленная карандашом. 1919

Макс Эрнст. «Напластование скал, природный дар гнейсового исландского мха, 2 вида медуницы, 2 вида разрывов промежностных опухолей сердца (b), то же самое в хорошо отполированной коробке, немного более дорогой». (Анатомическая гравюра, дополненная гуашью и карандашом.) 1920

МанРэй. «Подарок». (Копия утерянного оригинала.) 1921

Портрет Лусии. 1918

Автопортрет. 1921

Моя лодка. 1919

Грезы ночных прогулок. 1922

Портрет Луиса Бунюэля. 1924

Венера и моряк. 1925

Натюрморт (Бутылка рома с сифоном). 1924

Портрет сестры художника. 1925

Женщина у окна. 1925

Натюрморт (Приглашение ко сну). 1926

Диалог на берегу. 1928

Хлебная корзинка. 1926

Высвеченные удовольствия. 1929

Великий мастурбатор. 1929

Мрачная игра. 1929

Вильгельм Телль. 1930

Кровоточащие розы. 1930

Постоянство памяти. 1931

Частная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле. 1931

Призрак сексуального влечения. 1932

Портрет Галы. 1932–1933

Загадка Вильгельма Телля. 1933

Сон кладет руку на плечо мужчины. 1934

Великий параноик. 1936

Лицо Майе Уэст, которое может быть использовано как комната. 1934–1935

Портрет Галы (Гала молитвенная). 1935

Телефон-лангуст (Телефон Афродиты). 1936

Предчувствие гражданской войны (первоначальное название — «Мягкая конструкция с вареными бобами»). 1936

Осеннее каннибальство. 1936

Метаморфозы Нарцисса. 1936–1937

Загадка Гитлера. 1937

Бесконечная загадка. 1938

Обломки автомобиля, становящиеся слепой лошадью, жующей телефон. 1938

Африканские впечатления. 1938

Вечерний паук сулит надежду. 1940

Два кусочка хлеба, объясняющиеся в любви. 1940

Мед слаще крови. 1941

Одетый автомобиль. 1941

Дематериализация носа Нерона. 1947

Галарина. 1945

Портрет Пикассо. 1947

Мадонна Порт-Льигата. 1949

Атомная Леда. 1949

Христос Святого Иоанна на кресте. 1951

Рисунок к «Мадонне Порт-Льигата». 1950

Взорванная рафаэлевская голова. 1951

Ультрамариново-корпускулярное Вознесение. 1952

Королевское сердце. Золото, рубины, бриллианты, изумруды, жемчуг, пульсирующий механизм. 1951–1952

Ядерный крест. 1952

Юная девственница Вирджиния, удовлетворяющая себя рогами собственного целомудрия. 1954

Параноидно-критическая версия кружевницы Вермеера. 1955

Тайная вечеря. 1955

Движущийся натюрморт. 1956

Открытие Америки Христофором Колумбом. 1958–1959

Лов тунца. 1966–1967

Битва при Тетуане. 1962

Галасидаласидеоксирибонуклеидная. 1963

Галлюциногенный тореадор. 1966–1967

Мистицизм железнодорожной станции Перпиньян. 1977

Гала — королева Пуболя. 1972–1973

Дали, рисующий Галу со спины с шестью запечатленными добродетельными оболочками глаз, условно отраженными шестью настоящими зеркалами. 1972–1973

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Гала Биография | Fundació Gala

“Я называю свою жену: Гала, Галушка, Градива; Олива, в честь овальной формы ее лица и цвета ее кожи; Oliveta, уменьшительное от Olive; и его бредовые производные Oliueta, Oriueta, Buribeta, Buriueteta, Suliueta, Solibubuleta , Олибурибулета, Сиуэта, Люэта. Я также называю ее Лионеттой, потому что, когда она злится, она рычит, как лев Метро-Голдвин-Майер “

Гала (Казань, Россия, 1894 – Портлигат, Жирона, 1982)

Жена и муза Сальвадора Дали, настоящее имя которой было Елена Ивановна Дьяконова, была загадочной и очень интуитивной женщиной, которая смогла распознать художественный и творческий гений, когда она увидела его, и имела отношения с рядом интеллектуалов и художников.

Тем не менее, правда в том, что о ее личности известно очень мало: у нее было два старших брата, Вадим и Николай, младшая сестра Лидия; Детство она провела в Москве, и ее отец умер, когда ей было одиннадцать лет. Ее мать позже вышла замуж за юриста, с которым у Галы были хорошие отношения и благодаря которому ей удалось получить хорошее образование. Она была блестящей студенткой, завершив учебу в M.G. Академия Брюхоненко для девушек с очень высокой средней оценкой; Царская грамота разрешила ей стать учительницей начальных классов и давать уроки в домашних условиях. В 1912 году у нее обострился туберкулез, который мучил ее в течение некоторого времени, и ее семья решила переместить ее в санаторий Клавадель в Швейцарии, где она встретила Эжена Гринделя (позже известного как Поль Элюар). Их одинаковый возраст и любовь к чтению сделали их хорошими друзьями. Оба были выписаны из санатория в 1914 году. Гала вернулась в Россию, а Элюар ушел на фронт, но до этого пара сделала друг другу предложение.

Они поженились в 1917 году, и в следующем году на свет появилась Сесиль, которая должна была стать единственной дочерью Галы.Элюар, который уже проявил себя как поэт и сменил фамилию, имел тесные отношения с ведущими фигурами сюрреалистического движения и, в частности, с создателями журнала Littérature: Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Арагон. Гала также присутствовала на некоторых их встречах. В 1922 году она начала отношения с Максом Эрнстом, но они расстались в 1924 году. Макс Эрнст написал ее в нескольких портретах. Также заслуживает внимания ее дружба с поэтом Рене Шаром, особенно с Рене Кревелем.

Она впервые встретила Сальвадора Дали в 1929 году. В апреле того же года Дали отправился в Париж, чтобы представить фильм, который он создал с Луисом Бунюэлем, Un chien andalou, и именно там Камилла Гоэманс, бельгийский поэт и владелец галереи, познакомил Дали с Полем Элюаром. Дали пригласил их провести лето в Кадакесе. Гоэманс и его друг, а также Рене Магритт и его жена, Луис Бунюэль, Поль Элюар и Гала, а также дочь пары Сесиль провели там некоторое время.Когда художник познакомился с Галой, это была любовь с первого взгляда. В своей «Тайной жизни» он писал: «Ей суждено было стать моей Градивой (название происходит от названия романа У. Дженсена, главным героем которого был Зигмунд Фрейд; Градива была героиней книги, и именно она принес психологическое исцеление главному герою), тот, кто идет вперед, моя победа, моя жена ». И Гала действительно должна была навсегда остаться с художником, так что с тех пор ее биография была связана с биографией Дали.

В 1948 году Дали и Гала вернулись из Соединенных Штатов после восьми лет изгнания. Дали добился признания в своей стране, и его отец согласился принять отношения сына с разведенной русской женщиной. С этого времени Дали проводили весну и лето в Портльигате, а осень и зиму – между Нью-Йорком и Парижем.

В 1958 году Дали и Гала поженились в часовне Ангелов недалеко от Жироны. В 1968 году художник купил Гале замок в Пуболе, Жирона, и было решено, что художник не может туда поехать без ее предварительного разрешения.С 1971 по 1980 год Гала проводила какое-то время в своем замке, всегда летом. Именно там Гала была похоронена после ее смерти в 1982 году. С 1996 года замок открыт для публики как Дом-музей Гала-Дали в Пуболе.

Жизнь Гала Дали была не совсем сюрреалистичной, но довольно странной.

БАРСЕЛОНА, Испания. В 1969 году художник-сюрреалист Сальвадор Дали подарил заброшенный замок своей жене, родившейся в России, Гале. Она приветствовала его щедрость, но также установила правила для своего нового дома в Пуболе, деревне в Каталонии.

Гала оговорила, что ее муж может посетить замок только в том случае, если он получит письменное приглашение. «Сентиментальная строгость и отстраненность – как продемонстрировала невротическая церемония изысканной любви – усиливают страсть», – позже писал покорный Дали.

Замок в Пуболе, Испания, где жила Гала Дали. Ее мужа не пустили в гости без письменного приглашения. Кредит … Fundación Gala-Salvador Dalí, Figueres

Своеобразный ритуал посещения, заказанный Гала, – известный анекдот.Но многое другое о жизни, амбициях и желаниях Галы остается неясным или противоречивым, что, вероятно, объясняет, почему до этого месяца музей посвятил ей целую выставку, даже если она делила – и формировала – жизни несколько ключевых художников сюрреалистического движения. Выставка «Гала Сальвадор Дали. Собственная комната в Пуболе », проходит до 14 октября в Национальном художественном музее Каталонии в Барселоне.

Выставка представляет Гала как человека, желающего играть второстепенную роль музы и модели, но также стремящегося прокладывать свой собственный путь художника.Гала «всегда чувствовала себя комфортнее в тени, но, как и Дали, она также хотела однажды стать легендой», – сказала Монтсе Агуер, директор музеев фонда Гала-Сальвадор Дали, соорганизатора шоу.

Гала, урожденная Елена Ивановна Дьяконова в Казани, Россия, в 1894 году, имела отчима, который прочитал ей стихи Михаила Лермонтова и познакомил ее с другими великими русскими писателями. Семья переехала в Москву, где они жили комфортно и вращались в интеллектуальных кругах, но, когда Гала в 17 лет заболела из-за подозрения на туберкулез, ее отправили в лечебницу в Швейцарии.

Там она познакомилась и полюбила молодого француза по имени Эжен Эмиль Поль Гриндель, который не знал, стать ли писателем. Гала воодушевила его, и он продолжил публиковать стихи под именем Поля Элюара. Сегодня Элюара помнят как одного из основателей сюрреалистического движения.

Вернувшись в Россию, Гала снова проявила целеустремленность. Она убедила своих родителей позволить ей пересечь раздираемую войной Европу в Париж, а также попросила родителей Элюара разрешить ей переехать в их семейный дом с их сыном.Пара поженилась в 1917 году.

Наряду с Элюаром Гала была сторонником движения сюрреалистов – во многих отношениях. У нее был роман с Максом Эрнстом, который тоже ее рисовал. Она была близким другом Рене Кревеля и Рене Шара – двух ведущих французских писателей-сюрреалистов. Она также служила моделью для Ман Рэя, американского художника и фотографа. Однако ее отношения с некоторыми другими выдающимися сюрреалистами часто были напряженными, особенно с французским писателем Андре Бретоном и испанским кинорежиссером Луисом Бунюэлем.

В 1929 году Элюары отправились в Испанию и посетили подающего надежды художника по имени Сальвадор Дали. Пораженная любовью Гала оставила Элюара и их дочь, чтобы присоединиться к Дали в его рыбацком доме недалеко от города Кадакес.

Дали и Гала поженились в 1934 году. За пять десятилетий Дали нарисовал сотни рисунков и картин Галы, показывая свою многогранную жену в образе Мадонны, эротической фигуры или темной и загадочной женщины. Дали также начал подписывать несколько картин «Гала Сальвадор Дали», демонстрируя сильную связь пары.Но нет никаких свидетельств того, что Гала когда-либо использовал кисть или говорил Дали, как создавать свои работы.

Гала любила читать карты Таро, но она также была сообразительной деловой женщиной, которая знала, как привлечь галеристов, удерживая Дали от людей, которым она не доверяла. В записи дневника в 1939 году писательница Анаис Нин рассказывала, как Гала поручала ей и другим людям определенные задачи, чтобы помочь своему мужу во время их совместного проживания в доме Кэресса Кросби, американского мецената.Талант Галы как публициста не остался незамеченным: итальянский художник Джорджо де Кирико попросил ее стать и его агентом.

Но не меньше восхищения, Гала вызвала смесь страха и восхищения. В обществе, где преобладают мужчины, она также нашла мало союзников среди женщин. Американская коллекционер произведений искусства Пегги Гуггенхайм в своих мемуарах описала Гала как «красивую», но «слишком искусственную, чтобы вызывать сочувствие». По словам Эстреллы де Диего, профессора истории искусств Университета Комплутенсе в Мадриде и куратора выставки в Барселоне, другие осуждали ее как «грабителя денег». Но если Гала была движима деньгами, спросила г-жа де Диего, то почему она оставила устоявшийся Элюар и гламур Парижа ради Дали, молодого художника, живущего в деревне?

Выставка в Барселоне вызывает столько же вопросов, сколько и ответов. Некоторые из 315 представленных предметов происходят из замка Пуболь, в том числе часть одежды, которая также сделала Гала иконой моды, одетую такими, как Кристиан Диор и Эльза Скиапарелли , итальянский дизайнер , который сделал знаменитую шляпу для Гала в форме туфля на высоком каблуке.По словам де Диего, с возрастом Дали их отношения стали более напряженными, и они изо всех сил пытались противостоять смерти. Гала умерла в 1982 году и была похоронена в Пуболе, в склепе, спроектированном ее мужем в виде шахматной доски. (Дали построил свою гробницу рядом с ней, но затем он покинул Пубол два года спустя, получив ранение в результате пожара, охватившего его спальню в замке. Вместо этого он был похоронен в 1989 году в собственном музее в своем родном городе Фигерас. )

Выставка показывает, как Гала нашла свое место в сюрреалистическом движении, которое в остальном оставляло мало места для женщин.Г-жа де Диего отметила, что Бретон, лидер группы, даже постановила, что художница-сюрреалистка не может быть матерью.

Тем не менее, Гала присутствовала на нескольких воссоединениях группы, участвовала в их совместных сеансах рисования и других сюрреалистических экспериментах, а также создала некоторые сюрреалистические объекты самостоятельно, хотя сохранились только их фотографии. На выставке также представлены несколько фотографий ее работы с Дали над такими проектами, как «Сон о Венере» – ранний пример художественной инсталляции, которую он сделал для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году.

Гала продолжала любить литературу. Поэт Кревель писал о том, что Гала готовит роман, но он так и не был опубликован, и рукописи так и не нашли, хотя дневник, в котором она писала о своем детстве в России, был обнаружен в замке Пуболь.

Гала хотела, чтобы замок был «местом тишины и ностальгии, созданным для женщины, ищущей свою потерянную русскую молодость», – сказал Хорди Артигас-и-Кадена, координатор проекта Фонда Гала-Сальвадора Дали. Очевидно, ей понравилось удаленное расположение замка, и она окружила его своими любимыми цветами и растениями. Дали украсил интерьер специально для своей жены, инкрустировав некоторые потолки гербом в виде буквы «G» в ее честь. Каждая комната замка предлагает «явное свидетельство того, что пара нуждалась друг в друге, чтобы двигаться вперед и достигать цели», – сказал г-н Артигас.

Достижения Галы могут не совпадать с достижениями ее мужа, но выставка в Барселоне имеет большое значение для того, чтобы поставить их на более равную основу.Ее также следует ценить как руководящую силу для других сюрреалистов, «женщину, которая четко знала, чего она хочет для себя и других», – сказала г-жа де Диего.

Неудержимое наследие Гала Дали | Другое

Жена и муза мужа Сальвадора продемонстрировали, что она была намного больше, чем любая из этих вещей, как показывает выставка в Барселоне.

С женщинами, в общем, было тяжело, когда дело доходит до истории сюрреалистического движения.Часто низводится до статуса жен, любовников и / или муз – играет вспомогательные роли, о которых пишут и вспоминают только в контексте оказания поддержки, секса и стимулов для окружающих их великих людей – это произошло только в последние годы. мы наблюдаем всплеск интереса к их жизни и, что особенно важно, к их работе. От Ли Миллера до Валентайна Пенроуза и Леонор Фини – сейчас самое время сосредоточиться на этих часто выдающихся художницах и писательницах, история которых так часто сводится к пассивным сосудам.

Среди них Гала Дали – жена и вдохновитель Сальвадора Дали, а также предмет новой выставки в Национальном художественном музее Каталонии под названием « Гала Сальвадор Дали». Собственная комната в Pùbol – тоже заслуживает внимательного рассмотрения. Конечно, я только что определил ее как по семейному положению, так и по ее музейности. Но в случае с Гала Дали оба аспекта приобретают особое значение.

Гала Дали – настоящее имя Елена Ивановна Дьяконова – родилась в России в 1894 году.Выросшая в интеллигентной семье, в 1912 году ее отправили в санаторий в Швейцарии, чтобы лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с французским поэтом Полем Элюаром, который первым дал ей прозвище Гала. Через пять лет они поженились и у них родился ребенок. Это должно было быть первой из многих значительных встреч с представителями авангарда (среди них был и немецкий сюрреалист Макс Эрнст, который несколько лет жил в тесном союзе с Элюарами; Ман Рэй, который ее сфотографировал; и Андре Бретон, который в последующие годы заявил, что презирает ее).Она произвела на них впечатление.

В 1929 году она встретила Сальвадора Дали в Кадакесе, Испания: тогда еще никому не известный художник, на десять лет моложе ее, описал ее как изначально не впечатленную его «профессиональным манерным видом аргентинского танго». Ее присутствие заставило его закружиться, и вскоре они сблизились. Она оставила Элюара ради него, пара официально поженилась в 1934 году.

Сальвадор Дали, Дали со спины Рисует Гала с спины, увековеченный шестью виртуальными роговицами, временно отраженными шестью настоящими зеркалами, 1972–1973.Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Barcelona, ​​2018

Seminal Moments

Гала, по общему мнению, была сильной, целеустремленной и сложной женщиной, которая полностью сформировала и повлияла на результаты деятельности своего мужа в течение их партнерства. К началу 1930-х годов он, как известно, подписывал свои работы обоими именами, заявляя, что «я пишу свои картины в основном твоей кровью, Гала».

Ее присутствие ощущается повсюду в рисунках и картинах Сальвадора.Ее лицо и форма появляются во многих произведениях: в виде серии персонажей (Мадонна, Галатея Сфер, Градива) и в любом количестве проходящих моментов и любопытных сценариев (глядя в зеркало перед пробуждением ото сна, с двумя бараньи отбивные на одно плечо).

Однако она существовала не только на холсте и бумаге. Гала также часто выступала в качестве его агента, используя как нетрадиционные методы (чтение карт Таро о будущем Сальвадора), так и более практические подходы (переговоры с галереями для заключения выгодных сделок), чтобы в конечном итоге закрепить за своим мужем звание одного из ведущих имен сюрреализма.

В 1969 году Сальвадор подарил своей жене Пуболь: частный каталонский замок, который она пришла заполнить памятными вещами и отсылками к своим русским корням, место, набитое одеждой, книгами и семейными фотографиями. Была только одна оговорка. Ее муж мог приехать только по письменному приглашению Галы. Это «собственная комната» Woolfian, на которую ссылается выставка; пространство, которое, кажется, олицетворяет некоторую напряженность вокруг Галы в ее балансе между самостоятельной независимостью и контролем.

Андре Кайе, Гала с обувной шляпой Эльзы Скиапарелли, вдохновленной дизайном Сальвадора Дали, 1938 г. Права на изображение Гала и Сальвадор Дали защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018

Определяющие особенности

Google Имя Гала Дали и любое количество ярких фотографий появятся. Благодаря ее тщательно уложенным, мгновенно узнаваемым волосам, ее склонности к шляпам с полями, широким штанам, хорошо скроенным платьям и дизайнерам, включая Dior и Schiaparelli, Гала всегда выделялась.На многих фотографиях она изображена рядом с мужем: они вдвоем образуют поразительный дуэт, когда они лежат переплетенными, или прислоняются к перилам в одинаковых шубах, или плавают вместе, или позируют с работами Сальвадора, как жестко удерживаемые марионетки.

На одном снимке Гала моделирует культовую шляпу Скиапарелли (очевидно, вдохновленную фотографией, которую Гала сделала, когда ее муж балансирует на голове женской туфлей) – она ​​выглядит совершенно беспечно, глядя на неодушевленный бюст того же дизайна.

Сальвадор Дали, «За секунду до пробуждения» от сна, вызванного полетом пчелы вокруг граната, ок. 1944. Национальный музей Тиссена-Борнемиса, Мадрид © Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018

Она другая женщина, потому что…

В ныне часто цитируемом эссе 1998 года для журнала Vanity Fair историк искусства Джон Ричардсон проливает свет на впечатляющую гамму гендерных оскорблений, по очереди называя Гала Дали «демонической доминатрисой», «древним харриданом», «вираго» и «Одна из самых мерзких жен, с которыми когда-либо возил себя крупный современный художник».Его пылкое женоненавистничество кажется по праву – и до смешного – устаревшим.

По многим оценкам, Гала Дали была , несомненно, трудным человеком, хотя более нежелательные качества которого (амбиции, стремление к деньгам, ненасытность – часто открыто заявляемое – желание) заслуживали бы гораздо меньшего внимания, если бы она не была женщиной. Кроме того, она нашла себе место в творческих сферах, которые оставались особенно враждебными по отношению к женщинам; остроумный человек, которому удалось одновременно существовать как «муза» и противостоять ограничениям такого ярлыка; которые занимали любое количество ролей, образов и обязанностей. У нее тоже были свои творческие занятия – якобы готовила роман, но рукопись так и не была найдена.

В пресс-релизе к выставке музея директор Монтсе Агуэр описывает ее так: «Гала, элегантная и утонченная женщина, остро осознающая образ, который она хотела создать. Гала, средоточие мифов, картин, эскизов, гравюр, фотографий и книг. Гала Сальвадор Дали ». Это кажется удачным описанием женщины, которая все еще существует частично в виде фрагментов – о ней писали, рисовали, фотографировали, бесконечно обсуждали, – но которая позаботилась о том, чтобы она была полностью, дико незабываемой.

Портрет Галы «Tête à chateau», автор неизвестен © Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены

Gala Salvador Dalí. Собственная комната в Пуболе находится в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне до 14 октября 2018 года.

Подробнее Выставки – Как Gala помогла построить бренд Сальвадора Дали | Журнал 1843