Как правильно поставить звук Р у ребенка. Какие подготовительные упражнения необходимо выполнять. Какие существуют способы постановки звука Р. Как закрепить правильное произношение звука Р.

Подготовительные упражнения для постановки звука Р

Прежде чем приступать непосредственно к постановке звука Р, необходимо подготовить артикуляционный аппарат ребенка. Для этого рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • “Чашечка” – широко открыть рот, поднять широкий язык к верхней губе, загнуть края языка, образуя чашечку.
  • “Грибок” – присосать язык к нёбу, открыть рот. Язык будет напоминать шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
  • “Лошадка” – пощелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая.
  • “Маляр” – открыть рот, поднять язык к нёбу и водить им по нёбу вперед-назад, как кисточкой.
  • “Барабанщик” – стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося “д-д-д-д”.

Эти упражнения укрепляют мышцы языка, развивают его подвижность и гибкость, что необходимо для правильного произнесения звука Р.


Правильная артикуляция звука Р

Чтобы правильно произнести звук Р, необходимо выполнить следующие артикуляционные движения:

  1. Губы слегка разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука.
  2. Зубы разомкнуты на 2-4 мм.
  3. Кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами) и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.
  4. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  5. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
  6. Голосовые связки вибрируют, образуя голос.

Правильное положение органов речи обеспечивает четкое произнесение раскатистого звука Р.

Способы постановки звука Р

Существует несколько эффективных способов постановки звука Р:

1. От опорных звуков

Этот способ основан на использовании схожих по артикуляции звуков. Чаще всего используются звуки Д и Т:

  • Быстро произносить “д-д-д-д” с приподнятым к альвеолам кончиком языка. Постепенно увеличивать темп произнесения.
  • Произносить “тр-р-р”, протягивая звук Р.

2. Механический способ

При этом способе используются дополнительные предметы для создания вибрации кончика языка:


  • Подложить под кончик языка ватную палочку и попросить ребенка произнести “д-д-д”. Палочка будет создавать вибрацию.
  • Поднести к кончику языка палец или чайную ложку и быстро водить из стороны в сторону, произнося “д-д-д”.

3. От артикуляционных упражнений

Этот способ основан на переходе от подготовительных упражнений к произнесению звука:

  • Из положения “Грибок” резко опустить нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба. Получится короткий звук Р.
  • Быстро чередовать положения “Чашечка” и “Грибок”, добавляя голос.

Закрепление правильного произношения звука Р

После того как удалось добиться правильного звучания Р, необходимо закрепить его в речи. Для этого рекомендуется:

  1. Отрабатывать произношение Р в слогах: ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ир.
  2. Произносить слова, где Р стоит в начале: рак, рот, рука, рыба.
  3. Проговаривать слова с Р в середине: корова, ворона, берег.
  4. Учить слова с Р в конце: комар, товар, забор.
  5. Составлять и проговаривать словосочетания и предложения со звуком Р.
  6. Учить стихи и скороговорки с большим количеством звука Р.

Важно регулярно выполнять артикуляционную гимнастику и упражнения на закрепление, чтобы звук Р прочно вошел в речь ребенка.


Распространенные ошибки при постановке звука Р

При работе над звуком Р могут возникать некоторые трудности. Вот наиболее частые ошибки:

  • Горловое произношение – вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или язычок.
  • Боковое произношение – воздушная струя идет не по центру языка, а сбоку.
  • Одноударное произношение – вместо вибрации получается один удар языком.
  • Замена Р на другие звуки – Л, Й, В и др.

Чтобы избежать этих ошибок, важно четко контролировать положение языка и правильность выполнения упражнений. При возникновении трудностей лучше обратиться к логопеду.

Игры и упражнения для автоматизации звука Р

Чтобы сделать процесс закрепления звука Р более увлекательным, можно использовать различные игры:

  • “Рыбалка” – ловить на удочку картинки со звуком Р и называть их.
  • “Лабиринт” – проводить пальцем по дорожкам, проговаривая слоги с Р.
  • “Собери картинку” – складывать разрезные картинки и составлять по ним предложения со звуком Р.
  • “Найди пару” – подбирать рифмы к словам со звуком Р.
  • “Чудесный мешочек” – доставать предметы, в названии которых есть Р, и описывать их.

Такие игровые упражнения помогают закрепить правильное произношение в непринужденной обстановке.


Сроки постановки звука Р

Время, необходимое для постановки звука Р, может значительно варьироваться. На это влияют следующие факторы:

  • Возраст ребенка – чем старше, тем сложнее исправить неправильное произношение.
  • Индивидуальные особенности строения артикуляционного аппарата.
  • Наличие других нарушений звукопроизношения.
  • Регулярность занятий и выполнения домашних заданий.
  • Мотивация ребенка и поддержка родителей.

В среднем, при регулярных занятиях, звук Р удается поставить за 1-3 месяца. Однако процесс автоматизации может занять гораздо больше времени.

Когда обращаться к логопеду для постановки звука Р

Родители часто задаются вопросом: в каком возрасте пора начинать беспокоиться о правильном произношении Р? Вот ориентиры, которые помогут определить необходимость обращения к специалисту:

  • К 4-5 годам большинство детей уже осваивают правильное произношение Р.
  • Если к 5-6 годам звук Р все еще отсутствует или произносится неправильно, стоит проконсультироваться с логопедом.
  • При наличии других нарушений звукопроизношения обращаться к специалисту рекомендуется раньше.

Раннее обращение к логопеду поможет быстрее и эффективнее исправить нарушения произношения.


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *