Сотворение Адама | Микеланджело Буонарроти

О работе:

Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джорджо Вазари описывал Адама как фигуру, «чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного».

Прекрасно сложенный Адам ещё остаётся неподвижным, лишённым жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама. Именно «почти». Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот «пробьёт» сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.

«Сотворение Адама» представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами.

Когда Микеланджело получил от папы Юлия II заказ на фреску для Сикстинской капеллы, её свод своим оформлением ничем не отличался от сводов большинства тогдашних церквей. Он был просто усыпан блестящими крапинками звёзд на синем фоне. Юлий II предлагал написать между арками фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок покрыть «подходящим орнаментом». Но Микеланджело поступил по-своему.

Искусство росписи потолков известно с древних времен, но постепенно оно оказалось забыто. Интерес к нему возродился только в конце XV века. Первую такую роспись создал в Мантуе Андреа Мантенья, как бы разомкнув внутреннее пространство помещения. Для этого он использовал перспективу «sotto in su» (смотреть снизу вверх), при которой все фигуры парят в пространстве над зрителем.

Сикстинская капелла расписана способом «буон фреско». Последовательность действий тут такова – на поверхность вначале переносится рисунок, а в дальнейшем он покрывается краской, нанесённой непосредственно по влажной штукатурке. Прежде чем наносить краску, к влажной штукатурке прикладывали картоны (полноразмерные рисунки), переводя таким образом изображение на рабочую поверхность. Картон либо прокаливали по контурам рисунка, чтобы затем соединить полученные точки темным мелом, либо обводили контуры рисунка стило.

Границы участков

При создании огромной фрески каждый день добавлялся новый участок свежей штукатурки, на которой нужно было писать «по влажному». Так появлялись тонкие, чуть заметные границы, отделявшие участки нанесённой в разное время штукатурки (таких участков в «Сотворении Адама» – шестнадцать). Подобная граница, в частности, идёт вдоль контура шеи Адама.

Динамика

Рука ещё не пробудившегося к жизни Адама безвольно опущена, и к ней приближается перст Творца. Если бы пальцы уже соприкоснулись, картина оказалась бы статичной и утратившей внутреннее (драматургическое) напряжение.

Бог-Творец

Бог-Творец написан в профиль, с развевающимися седыми волосами и бородой. Обращённый вперед взгляд Творца как бы усилен множественным эхом, которое создают ангельские взгляды, направленные в ту же сторону. Рука Бога изображена обнажённой – так Бог-Творец предстал в европейской живописи впервые. Подобная трактовка мотивируется библейским: «Кому открыта рука Господа?» Сами эти слова относятся к Христу, предтечей которого был не познавший грех Адам.

Восстановленный цвет

Ноги Бога-Творца отчётливо выписаны на заново отреставрированном палево-голубом фоне неба. До последней реставрации всё богатство созданных Микеланджело оттенков цвета скрывала въевшаяся за столетия грязь.

Жёлуди и дубовые листья

У бедра Адама мы видим руку одного из обнажённых юношей, сидящих по углам потолочных панелей. Рука держит рог изобилия с дубовыми листьями и желудями. Этот рог, являясь устойчивым мотивом всего свода капеллы, обыгрывает фамилию папы Юлия II, в переводе с итальянского означающую «дуб».

Идеальный человек

Тело Адама, обратившего свой взор к Творцу, безупречно. Физическая красота тут является знаком духовного совершенства первого человека, созданного по образу и подобию Божьему и ещё не познавшего греха. Образ такого Адама отчётливо перекликается с образом Христа.

«Сотворение Адама» Микеланджело

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.


«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)


Сюжет

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. По всей видимости, именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Помните, все эти сцены, когда один герой на грани падения и просит помощи, второй пытается его удержать, их руки тянутся друг к другу и… интрига!

Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело. Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились. Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.


Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)


Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.


Портрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540


Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.


Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

Фреска Микеланджело “Сотворение Адама”. Описание и история создания

«Сотворение Адама» – одна из 9 фресок, написанных по библейским сюжетам и составляющих композиционный центр росписи потолка Сикстинской капеллы. Ее автором является Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Предыстория

Микеланджело – прославленный живописец и скульптор эпохи Возрождения. Он прожил долгую и плодотворную жизнь. Родившись в 1475 году, уже в конце 80-х годов XV века он начал учиться скульптуре и изобразительному искусству, а в начале 90-х создал свои первые самостоятельные произведения. Даже в этих юношеских работах (автору 15-17 лет) заметны задатки будущего гения. К началу XVI века Микеланджело был уже довольно известным скульптором.

В 1505 года папа Римский пригласил его для создания собственной гробницы, работа над которой продолжалась почти 40 лет. А вот роспись сводов Сикстинской капеллы, сделать которую поручил тот же Юлий II, Микеланджело закончил в рекордно короткие сроки. Всего 4 года понадобилось ему, чтобы создать десятки фресок общей площадью 600 м², на которых изображены более 300 фигур. Фреска «Сотворение Адама» – одна из центральных во всей композиции.

Искусствоведы отмечают, что за роспись сводов Микеланджело взялся с большой неохотой. Он предлагал поручить это дело Рафаэлю, но Юлий II был непреклонен. Постепенно работа увлекла художника, так был создан шедевр монументального искусства.

Сикстинская капелла

Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.

По задумке Сикста IV капелла должна была внешним видом напоминать крепость, символизируя непреступный центр, сердце католической церкви, а внутренним убранством демонстрировать могущество Папы Римского.

Построил здание архитектор из Флоренции Джоржде де Дольчи, а росписью и украшением внутренних помещений занимались Боттичелли, Россели, Перуджино, Микеланджело и другие известные художники того времени. Красотой и величием библейских персонажей с первого взгляда покоряет Сикстинская капелла. “Сотворение Адама” – фреска, занимающая одно из центральных мест в росписи, она же одна из самых выразительных.

Своды Сикстинской капеллы

На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Ветхого Завета. Первый сюжет – «Отделение света от тьмы», последний – «Опьянение Ноя». Центральное место в композиции занимают фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы» и «Грехопадение».

По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.

Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не было ни знаний, ни опыта по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в одиночку завершил роспись огромного потолка.

Торжественное открытие плафона Сикстинской капеллы было приурочено ко дню Всех Святых в октябре 1512 года. Первых зрителей поразила красота и титанизм образов, колоссальный размер росписи, отличающейся единством сюжета. Впрочем, и пять столетий спустя эта работа продолжает зачаровывать и восхищать.

“Сотворение Адама” (Микеланджело). Описание

Сюжет был взят из Ветхого Завета. В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.

Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.

Особенности росписи

Фреска «Сотворение Адама» выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии – души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.

Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.

До недавнего времени Микеланджело считали плохим колористом, замечая, что образы, созданные им, больше напоминают раскрашенные статуи. Однако реставрационные работы позволили восстановить первоначальный цвет фресок. Для сцены «Сотворение Адама» были использованы насыщенные тона разнообразных оттенков. По живописной технике эту работу можно поставить в один ряд с теми, которые создавали предшественники Микеланджело, Джотто и Мазаччо.

“Сотворение Адама”: взгляд с точки зрения нейронаук: med_history — LiveJournal

Роспись Сикстинской капеллы, выполненная великим Микеланджело Буаноротти в Сикстинской Капелле, конечно же, в первую очередь — выдающееся произведение искусства. В том числе — фреска «Сотворение Адама» с двумя главными героями: Богом-Отцом и только что сотворённым Адамом.

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27)
Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой — мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства — и живопись, и скульптура — говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам:

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I — The Nervous System.

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:

Как видно, первый и второй рисунки — очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 — это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера.

Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда — борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 — прорись этой иллюстрации.

Рисунок 8 — прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь — сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы… по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 – это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

Не верите? Смотрите:

Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески — не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».

«Сотворение Адама» – Всё тайное станет явным — LiveJournal

«Сотворение Адама» (итал. La creazione di Adamo) — фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.

Строительство Сикстинской капеллы в Риме было начато во время понтификата папы Сикста IV в 1475 году, как раз в тот год, когда недалеко от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, в семье Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони родился второй сын, получивший имя Микеланджело. Это имя теперь известно всем и неразрывно связано с Сикстинской капеллой.

Зная детали жизненного пути гениального скульптора, художника, архитектора и поэта, нельзя не поразиться тому, какая титаническая сила была заключена в нем. Именно она позволила выстоять перед неудачами, непреодолимыми, казалось бы, преградами, а подчас и просто издевательствами судьбы, которыми изобиловал жизненный путь мастера.

В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как “Оплакивание Христа” и “Давид”. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.

Микеланджело. Сотворение Адама. 1511 год. Фреска плафона Сикстинской капеллы

Микеланджело. Сотворение Адама. 1511 год. Фреска плафона Сикстинской капеллы

Во-первых, отвлечь мастера от его главного дела — скульптуры. Во-вторых, навлечь на него — в случае отказа — гнев понтифика. Ну а если Микеланджело все-таки согласится, то, скорее всего, скульптор не сможет создать ничего путного, и преимущество Рафаэля станет неоспоримым. Если учесть, что Буонарроти до этого момента почти не занимался фресковой живописью, то легко понять, почему скульптор вначале просил папу перепоручить этот заказ Рафаэлю. Но, встретив жесткую настойчивость Юлия II, Микеланджело вынужден был согласиться.

Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения. Гёте писал: “Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек”.

Бесспорно одна из лучших фресок плафона капеллы — “Сотворение Адама”. Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но еще неживое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец-Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Еще мгновение — их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживет, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединенные в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И все.

Сравнение фрагмента фрески Сотворение Адама и изображения головного мозга человека

Сравнение фрагмента фрески Сотворение Адама и изображения головного мозга человека

Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?

Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мертвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он тайно анатомировал трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проеме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года,когда художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески “Сотворение Адама” на плафоне Сикстинской капеллы прошло почти двадцать лет. Однако, несмотря на такой большой срок, поражает точность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.

Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа — это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду — границу между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной Создателя — это не что иное, как надкраевая и угловая извилины.

Интересно, что детали строения мозга угадываются и в складках одежды Саваофа на фреске “Сотворение Солнца, Луны и растений”, и в очертании ткани на фреске “Отделение суши от воды и сотворение рыб”.

Последними словами восьмидесятидевятилетнего Микеланджело на смертном одре были: “Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии”.

Можно только с грустью добавить: “Как жаль, что только через пятьсот лет мы учимся читать по слогам то, что подарил нам великий Мастер”.
[источник]http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/MicuelMessag_KAEfet

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Сотворение Адама – Микеланджело Буонарроти. 1511. Фреска. 280х570


   Величайшее чудо предстает перед зрителем во всем своем великолепии. Тайна, которая не перестанет волновать воображение человека, трактуется великим мастером очень логично и стройно.

   Летит в нескончаемом пространстве Создатель в окружении ангелов-помощников. Последнее великое Дело осталось для завершения Творения мира – создание человека, единственного из живых существ сходное по образу и внутреннему наполнению с самим Создателем.

   Точен и уверен жест Бога-Отца. Божественная энергия уже начала наполнять тело идеально сложенного Адама, первого из людей.

   С восторгом и благоговением наблюдают ангелы за Великим таинством сотворения. Среди помощников Божьих немало таких, кто полон страха и недоумения. Каким будет это новое, невиданное ранее существо? Что принесет оно в этот только что созданный мир? Оправдает ли Великое доверие Божие?

   Фигура Адама заслуживает отдельного внимания. Автор создает этот образ с любовью и особой тщательностью. Перед зрителем самый первый человек на Земле, а потому он идеален. В нем не найти ни одного изъяна. Словно пробудившись от долгого сна, не понимая до конца смысла всего происходящего, Адам наполняется энергией жизни, внимательно глядя в глаза Создателя мира.

   Интересно, что мастер создает и образ Евы, еще несотворенной, но существующей в Великом плане. Ее образ зритель видит среди ангелов, под левой рукой Господа. С нескрываемым интересом, даже любопытством наблюдает первая женщина за Божественным актом творения.

   Несмотря на то, что образ Бога Отца создан величественным и его могущество никак не подвергается сомнению, у зрителя рождается крамольная идея, что человек и Бог в этой работе выступают скорее равноправными партнерами, что несомненное новшество в искусстве Возрождения.

   Автор избегает насыщенных и спектрально чистых цветов. Колорит фрески мягок, приглушен. Единственное, что придает композиции энергию – плащ Бога-Отца, окрашенный в пурпурно-красный цвет, символ всеобъемлющей власти над миром.

   Светлый фон призван выделить фигуры главных действующих лиц. Он приковывает взгляд зрителя к самому факту Создания. Заставляет его проникнуться осознанием Величия Божия, Его безграничной Волей и силой Его Творения.

   Работа на сегодняшний день одна из самых узнаваемых в мировой живописи.

   Сам факт передачи Божественной энергии сделал эту работу необыкновенно популярной среди современных художников и мастеров компьютерного дизайна. Известная фирма долгое время использовала компьютерное графическое изображение не соприкасающихся рук Отца и Адама в качестве рекламы. Сюжет используется не только в рекламе, но и в массовой культуре, благодаря универсальности идеи и узнаваемости этой части росписи плафона Сикстинской капеллы.

Картина Микеланджело “Сотворение Адама”: описание фрески, фото

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама» базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла. Центральная фреска величественного сооружения — Сотворение Адама.

Сикстинская капелла

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины — Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер —3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой. Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны. Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозг они видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего — символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину. Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа — ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.

Касание

Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека — худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы. Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации — основа для утраты части работы Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама» в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адама и другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти — Джотто и Мазаччо.

Также интересно:

Микеланджело Сотворение Адама

Из всех чудесных образов, которые заполняют огромный комплекс Сикстинского потолка, Сотворение Адама , несомненно, является самым глубоким. впечатлило потомство. Неудивительно, потому что здесь перед нами единственное всеобъемлющее видение величия Бога и потенциального благородства человека, беспрецедентного и непревзойденного за всю историю человечества. Изобразительное искусство. Больше не стоящий на земле с закрытыми глазами и мантией, Господь плывет по небу, Его мантии широко распростерта и разрывается ангельскими формами, а Его спокойный взор сопровождает и усиливая движение Его могучей руки.Он протягивает указательный палец, чтобы коснуться пальца Адама, который возлежит на бесплодном берегу земли, едва в состоянии поднять руку. Божество форма выпуклая, взрывная, отцовская; человек вогнутый, восприимчивый и явно бессильный. Начинающийся плодородный контакт между двумя указательными пальцами часто была описана как искра или ток, современная электрическая метафора, несомненно, чуждая шестнадцатому веку, но достаточно естественная, учитывая реку жизни, которая, кажется, вот-вот впадет в ожидающее тело.

Бытие рассказывает, как Господь сотворил Адама из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни. Эта история никогда не проиллюстрирована буквально в искусстве Возрождения. Обычно, как в Прекрасный рельеф Якопо делла Кверчия на фасаде церкви Сан-Петронио в Болонье, который, должно быть, глубоко впечатлил молодого Микеланджело, Творец стоит на земле и благословляет уже сформированное тело Адама, читаемое вместе с землей, так как его имя на иврите означает земля.Совершенно новый образ Микеланджело, кажется, символизирует еще одну идею – вселение божественной силы в человечество, которое произошло при Воплощении. Учитывая неоднократное настаивание кардинала Вигерио на доктрине двух Адамов, и положение сцены сразу после преграды в святилище, на том месте, где обычно появлялось Благовещение, и после Иезекииля с его видением о рождении от Девы, это могло показаться достаточно естественным. Эта сцена напоминает знаменитые стихи из Исаии: «Кто поверил нашему рассказу? И ​​кому открыта мышца Господня? Ибо он вырастет перед ним, как нежное растение и как корень. из сухой земли…, “неизменно используемый теологами для предсказания Воплощения Христа, выстрел из жезла Иессея. Два поразительных визуальных элемента ясно показывают, что это был один из отрывков который на самом деле рекомендовал Микеланджело его вероятный советник кардинал Вигерио. Во-первых, открывается могущественная правая рука Господа, обнаженная, как ни в каком другом из Его явлений на Сикстине. Потолок, ни где-либо еще, насколько я смог определить, во всем христианском искусстве до этого времени. (На левой руке, по крайней мере, до локтя, белый рукав.) Во-вторых, прямо под Адамом рука скрытого юноши слева над Персидской Сивиллой проецирует на сцену – дело, которое требовало значительного предварительного планирования – приближаясь к трогательной Бедро Адама, как Творец делает свой палец. Эта рука держит рог изобилия, покрытый листьями и желудями Ровера, которые, кажется, растут из сухой земли, столь же полны энергии, как Адам («земля»). пустой от него. Такое изображение характерно не только для Микеланджело, который по мере возможности предпочитал изображать полностью обнаженные мужские фигуры, в том числе Христа, но и римского Высшего. Возрождения и самого Юлия II, язык которого, как записывают его изумленные современники, переполнен хвастовством его собственной физической силы и мощи.

.

Rome.info> Сотворение Адама, Микеланджело

Панно Сотворение Адама в Сикстинской капелле должно быть одним из самых известных изображений в мире.
Завершенный Микеланджело около 1511 года, он изображает Бога-отца, сотворившего Адама, первого человека, и был среди последних завершенных панелей, рассказывающих историю Бытия. Фокусом эпизода картины Сотворение Адама является контакт между пальцами Бога и пальцами Адама, через которые передается дыхание жизни.Не раскрашивая пальцы Бога и Адама, соприкасаясь и оставляя небольшое пространство между ними, Микеланджело создает покалывающее напряжение, предвкушение этого чудесного момента, поскольку все мы ждем, пока Бог завершит свое Сотворение Адама.

Томный Адам Микеланджело, вероятно, был вдохновлен Адамом Гиберти в его «Вратах рая» баптистерия во Флоренции. В то время как в своей книге « Сотворение Евы » Микеланджело в значительной степени заимствует версию Якопо делла Кверчия о портале Сан-Петронио в Болонье.В панно Евы Микеланджело не использовал ракурс, из-за чего фигуры плохо просматривались с пола часовни. В «Сотворении Адама» великий художник обращается к этой проблеме с очевидным акцентом на увеличенных фигурах Бога и Адама.

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» заняла всего две-три недели, в то время как создание самой картины Адама заняло у Микеланджело всего четыре дня! Восхищенный Вазари (1511–1574) ахнул от изумления и сказал: « фигура такого рода по своей красоте, по положению и очертаниям, что она выглядит так, будто она была создана заново первым и верховным Создателем, а не самим Творцом. кисть и дизайн смертного человека. »Сегодня мы видим Сотворение Адама как шедевр в шедевре.



“Сотворение Адама” Микеланджело, потолок Сикстинской капеллы в музеях Ватикана. .

Сотворение Адама Микеланджело – ItalianRenaissance.org

Микеланджело, Сотворение Адама, с потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, Рим, 1508-1512 гг., Фреска

Самая известная часть потолка Сикстинской капеллы – это работа Микеланджело Сотворение Адама . Эта сцена расположена рядом с панелью Сотворение Евы , которая является панелью в центре комнаты, и Конгрегацией вод , которая находится ближе к алтарю.

«Сотворение Адама» отличается от типичных сцен Сотворения, написанных до того времени. Здесь доминируют две фигуры: Бог справа и Адам слева. Бог показан внутри парящей туманной формы, состоящей из драпировки и других фигур. Форма поддерживается ангелами, которые летают без крыльев, но чей полет отчетливо виден из-за драпировки, вырывающейся из-под них. Бог изображен в виде пожилого, но мускулистого человека с седыми волосами и длинной бородой, которые реагируют на поступательное движение полета.Это очень далеко от имперских образов Бога, которые иначе создавались бы на Западе еще со времен поздней античности. Вместо того, чтобы носить королевские одежды и изображаться как всемогущий правитель, он носит только легкую тунику, которая оставляет большую часть его рук и ног открытыми. Можно сказать, что это гораздо более интимный портрет Бога, потому что он показан в состоянии, которое не является неприкасаемым и далеким от человека, но доступно для него.

В отличие от фигуры Бога, который простирается и высоко, Адам изображен как бездельник, который довольно вяло откликается на неминуемое прикосновение Бога.Это прикосновение даст жизнь не только Адаму, но и всему человечеству. Следовательно, это рождение человеческого рода. Тело Адама имеет вогнутую форму, которая перекликается с формой тела Бога, которое находится в выпуклой позе внутри туманной плавающей формы. Такое соответствие одной формы другой, кажется, подчеркивает более широкую идею человека, соответствующего Богу; то есть он, кажется, отражает идею о том, что Человек был создан по образу и подобию Бога – идея, с которой Микеланджело должен был быть знаком.

Один из вопросов, который был поднят в связи с этой сценой, – это идентичность фигур рядом с Богом. Учитывая ее привилегированное положение под мышкой Бога, женская фигура, по-видимому, важна. Традиционно ее считали Евой, будущей женой Адама, которая ждет в стороне, пока она не будет создана из ребра Адама. Однако совсем недавно была выдвинута теория, что на самом деле это Дева Мария, которая занимает это почетное место рядом с Богом, и младенец рядом с ней, который, следовательно, будет младенцем Христом.Эта точка зрения подтверждается положением Божьих пальцев на ребенка – тех же пальцев, которые священник использовал бы, чтобы поднять Евхаристию во время Мессы. Поскольку католическое богословие утверждает, что Евхаристия – это Тело Христово, это теологическое понимание будет воплощено в эта картина. Если эта последняя интерпретация верна, Сотворение Адама было бы неразрывно связано с грядущим пришествием Христа, который пришел, чтобы примирить человека после греха Адама.

В целом картина демонстрирует несколько отличительных черт стиля живописи Микеланджело: расслабленное положение Адама и Бога, использование мускулистых и извилистых тел, а также изображение фигур, которые кажутся произведениями скульптуры.Приятно помнить, что Микеланджело в конце концов был скульптором. Живопись не была его основным направлением.

«Сотворение Адама» – одна из величайших жемчужин западного искусства, хотя она и остальная часть потолка Сикстинской капеллы испытали пагубные последствия столетнего дыма, от которого потолок значительно потемнел. Только в 1977 году началась чистка потолка. Результат очистки был поразительным после ее завершения в 1989 году; то, что когда-то было темным и серым, стало ярким.Переход от предварительной очистки к последующей очистке был настолько велик, что некоторые поначалу отказывались верить в то, что Микеланджело на самом деле рисовал именно так. Сегодня мы гораздо лучше понимаем палитру Микеланджело и мир, который он рисовал, красиво запечатленный на потолке Сикстинской капеллы.

Дополнительная литература

Сикстинская капелла (Микеланджело: избранная стипендия на английском языке)

, отредактированный Уильямом Уоллесом
Стейнберг, Лев. «Кто есть кто в« Сотворении Адама »Микеланджело: хронология неохотного самооткровения картины.Бюллетень искусства (1992): 552-566.

Стенная скульптура Сотворения из древнего камня .

Сотворение Адама (Божественная искра жизни), Микеланджело: Анализ, Интерпретация

Iconic Image

Написано в 1511 году, Сотворение Адама это четвертая сцена в хронологическом порядке повествования фрески Бытия, но это была одна из последних основных панелей, которые нужно было завершить. Один из самых известных религиозные картины на потолке, он появляется на большом поле свода шестого отсека, между треугольные прожекторы.Картина иллюстрирует историю Книги Бытия. Бога, вдыхающего жизнь в Адама, первого человека. Микеланджело мощный образ этой сцены – показывающий искру прошедшей жизни от одного протянутого пальца к другому – это визуальный штурм. Это стало культовым изображением христианства. искусство, а также современная графика для передачи физических и духовной энергией и обладает почти электрическим магнетизмом.

Примечание: Среди художников, чьи работы на фреску Микеланджело Genesis оказал влияние итальянский художник Мелоццо да Форли (1438-94), который отличался выдающимися навыками ракурса.

Протянутые руки

Картина выложена прямоугольником, размером примерно 10 на 19 футов. Слева: полулежащий атлетичный фигура – безусловно, один из самых известных мужских обнаженная натура в истории искусства – объединяет естественную и идеальную красоту, как у Микеланджело точная анатомическая передача демонстрирует гармонию человеческих пропорций. Адам лениво протягивает безвольную левую руку к Богу – пожилой человек. бородатый мужчина, плывущий горизонтально, словно в движении, среди скопления ангелы.Бог протягивает свою правую руку к Адаму, чтобы разрядить искра жизни. Их пальцы изображены на расстоянии миллиметра друг от друга, установлен на нейтральном фоне, который предполагает наличие электрически заряженного поле. Впервые в истории искусства Бог был изображен в горизонтальном положении.

Божественная энергия против человеческой усталости

Основное впечатление, произведенное этим картинка – это сравнение божественной динамической энергии – проиллюстрировано в иллюзионистском движении Создателя, который, кажется, излучает действие – и человеческая усталость, представленная аурой лени Адама.В контраст заключен в почти соприкасающихся пальцах двух рук, как искра жизни передается Адаму. Указательный палец Бога полностью напряжены и напряжены энергией; Пальцы Адама такие безвольные, что не могут даже быть полностью расширенным. Никакое изображение лучше не суммирует физическое и концептуальное пропасть между Богом и Человеком.

В эпоху Возрождения, The Creation Адама заключает в себе триумф рисунка над меньшим артом colorito .

Символизм или пустые предположения

Это все, что нам нужно, хотя другие пошли дальше. Некоторые утверждают, например, что темная форма – представляющее “дыхание жизни” Бога видно в пространстве между Богом и Адамом. Другие утверждают, что фигуры и формы, окружающие фигура Бога – это точный рисунок человеческого мозга, на котором лобная доля, ствол мозга и гипофиз обнаруживаются вместе с другие части головного мозга.Третьи предположили, что красный ткань, окружающая Бога, имеет форму человеческой матки, а зеленая шарф внизу – это на самом деле свежесрезанная пуповина.

Другие проблемы включают: неизвестная личность женской фигуры, окруженной левой рукой Всевышнего. Один Возможно, она представляет еще нереализованную Еву. Сравнительный очертания Адама и Бога также вызвали комментарии, в том смысле, что в то время как Бог и его группа ангелов образуют эллипс (то есть идеально сформированный овал), символизирующий космическое яйцо, а Адам образует лишь неполный овал.Читателям предстоит решить для себя, сложно ли все это символизм или пустые домыслы.

Сотворение Адама демонстрирует сила жеста в живописи. Это повлияло на множество современных произведения, в том числе Воскресение Лазаря Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547).

Микеланджело

Через четверть века после завершения этот шедевр высокого Живопись эпохи Возрождения, Микеланджело был отозван в Сикстинскую капеллу Папой Климентом VII (1523-1534), который поручил ему нарисовать Последний Фреска «Суд » на алтарной стене.Это стало еще одним высшим работа чинквеченто искусство, и не только делает его одним из лучших историки, а также – вместе с его бессмертными скульптурами Пьета (1500, базилика Святого Петра, Рим) и Давид (1501-04, Gallerie dell’Accademia, Флоренция) – делает его (в нашем скромном мнение) лучший художник все время.

Дополнительные ресурсы

Чтобы узнать больше о эпохе Возрождения в Риме, попробуйте эти ресурсы:

• Лучшее Рисунки эпохи Возрождения (1400-1550)
• Высокое Возрождение Художники

.
Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *