Ёдзи Ямамото — философ в мире моды
Ёдзи Ямамото — дизайнер одежды из Японии, который не следует трендам и отвергает правила фешн культуры: он создаёт одежду для обычных людей всех возрастов. Стиль Ямамото — грань между минимализмом и авангардом плюс функциональность, плюс забота о душевном состоянии человека.
В этой статье вы:
- найдёте краткую биографию Ёдзи Ямамото;
- узнаете о личной трагедии, которая сформировала философию бренда;
- прочитаете историю создания марок дизайнера;
- познакомитесь с отличительными чертами коллекций Ямамото.
Краткая биография Ёдзи Ямамото
Ёдзи Ямамото — дизайнер одежды из Японии1943
Ёдзи Ямамото родился в Токио в разгар Второй мировой войны. Через 2 года бомбардировка Хиросимы и Нагасаки погрузила в траур всю Японию. Его отец, которого силой забрали в армию, погиб на войне. Эти события отразились на матери дизайнера Фуми: всю оставшуюся жизнь она ходила в траурном чёрном цвете.
«Когда я вспоминаю об отце, я понимаю, что война до сих пор бушует внутри меня».
1947
Уже в 4 года он понимал, что жизнь может быть жестокой. Он наблюдал разрушительные войны, прочувствовал отчаяние, голод и страх. Ёдзи вспоминает, что хотел только одного — защитить мать.
Фуми работала портнихой по 16 часов в день в своём маленьком магазинчике. Материала было мало, поэтому она старалась использовать каждый клочок ткани. Ёдзи, наблюдая за её трудами, полюбил рисовать модели вещей, кроить и шить.
1966
Чтобы угодить Фуми, Ёдзи закончил юридический факультет. Но больше всего он хотел помочь матери в работе. Фуми была недовольна решением сына, но согласилась и отправила его учиться в престижную японскую школу моды Bunka Fashion Collage. В этом же колледже учились будущие кутюрье: Иссей Мияке и Кензо Такада.
1972
Фуми продала свой магазин, чтобы Ёдзи начал бизнес. Его стиль стал узнаваем с самого начала: дизайнер стёр грань между мужским и женским, выбрал тёмный цвет тканей и отверг симметрию.
Слева направо: бывшая жена, Ёдзи, мать, дочь1977
Ёдзи создал коллекцию женской одежды под торговой маркой Y’s. В этом же году в Токио прошёл показ его первой коллекции pret-a-porter.
«Главная идея линии Y’s — одеть женщин в мужскую одежду. Женская одежда должна быть бронёй, которая охраняет тело».
1981
Ямамото открыл бутик в Париже. Первый показ вызвал ураган эмоций критиков и журналистов. Модели дизайнера вышли без макияжа, а наряды отличались бесформенностью, асимметрией, необработанными швами и обилием чёрного цвета. Критики назвали коллекцию «стилем беженцев», а в мире моды появилось новое определение «Хиросима-шик».
«Я думаю, что совершенство уродливо. Я хочу видеть шрамы, неудачи, беспорядок, искажение».
1984
Прошёл показ первой мужской коллекции Yohji Yamamoto Homme в Париже. Главные особенности коллекции: чёрный цвет, пиджаки и рубашки без воротников с ассиметричными рукавами, необработанные швы.
1990
Ямамото шьёт костюмы для оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». В дальнейшем он создаст концертные наряды для группы Placebo и для фильмов японского режиссёра Такеши Китано.
Дизайнер пишет музыку для своих показов и иногда сам её исполняет, сидя за сценой.
1996
Ёдзи приступает к созданию парфюмерии под своим брендом. Первые духи дизайнер назвал в честь себя — YOHJI.
2002
Впервые в истории моды высокий стиль объединился со спортивным. Ёдзи Ямамото начал сотрудничать с брендом Adidas и запустил линию одежды Y-3. Вместе они разработали коллекцию кроссовок и спортивной одежды. Чуть позже появились аксессуары, шапки, мячи и даже велосипеды.
2008
Ямамото представил линию одежды Coming Soon. Она дешевле, чем остальные линии, и рассчитана на молодежь. Коллекция интересна тем, что все модели комбинируются и дополняют друг друга. Ещё одна отличительная деталь линии: на одежде нет лейбла с названием марки.
2009
В конце одного из показов Ёдзи заявил, что бренд Yohji Yamamoto Inc оказался на грани банкротства с долгом 65 млн долларов. При этом уходить из индустрии моды дизайнер не собирался — он решил подождать лучших времён. Они не заставили себя ждать и начались уже через полгода.
2010
Ямамото публикует автобиографию «Моя дорогая бомба». Глупо было ожидать от Ёдзи рассказ в хронологическом порядке. Его биография — поток ярких флэшбеков, мыслей, коротких поэм, стихов, пословиц и итогов своей 30-летней карьеры.
2011
В лондонском музее Victoria and Albert Museum прошла выставка, посвященная истории бренда.
2014
Издательство Rizzoli New York выпустило книгу «Ямамото и Ёдзи».
Исследовали 40 лет работы Ёджи его друзья: немецкий режиссер Вим Вендерс (Wim Wenders), французский архитектор Жан Нувель (Jean Nouvel), голливудская актриса Тесса Шарлотта Рэмплинг (Tessa Charlotte Rampling) и японский режиссер Такеши Китано (Takeshi Kitano).
2016
Вьетнамский режиссёр Нго Зе Чау (Ngo The Chau) снял фильм про Ёдзи «Yohji Yamamoto. Dressmaker». В нём кутюрье делится мыслями о жизни и карьере.
Отличительные черты стиля Ямамото
Унисекс
Главная и первая концепция одежды Ямамото — защита женского тела от мужских глаз и холодного ветра. Андрогинный фасон коллекций смещает внимание с тела на лицо. По мнению Ёдзи, именно лицо источник сексуальности.
Коллекция B Коллекция B Коллекция B«Чем больше женщина скрывает свою сексуальность одеждой, тем больше сексуальности появляется у неё в глазах».
Чёрный цвет
К чёрному цвету Ёдзи испытывает особую любовь по нескольким причинам:
— Фуми, мать дизайнера, носила только чёрную одежду.
— Ёдзи ассоциирует чёрный с морем, которое получилось из смеси всех остальных цветов.
— Чёрный цвет не отвлекает от главного: фасона и текстуры ткани.
— Чёрный защищает от окружающих.
Коллекция Range Kikas Коллекция B Коллекция Regulation«Черный цвет одновременно скромен и благороден. Непринужденный и удобный и, вместе с тем, таинственный. Но более всего черный — это посыл окружающим: я не беспокою вас, и вы не беспокойте меня».
Закрытый и свободный крой
Закрытый крой спасает от непогоды и защищает от лишних, недобрых взглядов. Модельер считает, что одежда, обтягивающая фигуру, «душит» тело и убивают свободу. Свободный крой создаёт пространство между телом и тканью, поэтому человек чувствует себя свободно.
Коллекция Regulation Коллекция B Коллекция FEMMEФункциональность
Качество
Благодаря почти что маниакальной идее защитить тело, модельер с максимальной скрупулёзностью относится к выбору ткани. Ёдзи заказывает материал у семьи Хизо из японского города Киото. Хизо открыли бизнес в 1555 году и с тех пор считаются мастерами пошива традиционных кимоно и одежды для монахов.
Ёдзи отмечает, что в одежде важна история. Поэтому он создаёт слегка потёртые модели и сравнивает их с вещами из секондхенда. Но в отличие от старой одежды, его модели «живут» минимум 10 лет.
Марки Y’s, Yohji Yamamoto и YOHJI
Y’s
Первая марка Ёдзи, которую он основал 40 лет назад. В рамках бренда дизайнер создаёт одежду для женщин на каждый день. Отличительная черта коллекций — объёмный силуэт.
Марка разделена на 3 коллекции:
Rismat by Y’s — линия одежды из трикотажа. Ямамото описывает её как минималистичную с игривыми элементами.
Michiko by Y’s — линия платьев в стиле «элегантный кэжуал».
Kayo Nakamura — линия сумок и обуви.
Yohji Yamamoto
Вторая марка основана 36 лет назад. В ней представлены женские и мужские линии. В отличие от Y’s, как отмечает кутюрье, коллекции пропитаны бунтарским духом.
Марка разделена на 6 линий:
Yohji Yamamoto FEMME — женская линия.
Yohji Yamamoto pour HOMME — мужская линия.
Yohji Yamamoto + NOIR — линия классической одежды (в понимании Ёдзи) на каждый день.
Yohji Yamamoto Regulation — линия, которую дизайнер характеризует как «одежда с дисциплиной». Создавая одежду, Ёдзи вдохновлялся военной формой.
Yohji Yamamoto Ragne Kikas — линия создавалась совместно с эстонским дизайнером Рагне Кикас. Рагне — страстная поклонница вязания. Не удивительно, что отличительная черта коллекции — вязанные модели.
Yohji Yamamoto B — линия унисекс. Модели представлены в чёрном и белом цветах, в одном размере оверсайз.
YOHJI
Ёдзи создал ароматы при сотрудничестве с парфюмерами: Жан-Мишель Дюрье (Jean-Michel Duriez), Жан Керлео (Jean Kerleo), Жан-Пьер Бетуар (Jean-Pierre Bethouart) и Дороти Пио (Dorothee Piot).
Гурманы ароматов отмечают, что композиции Ямамото сложными не назовёшь. Они — яркое воплощение минимализма.
Женская коллекция: Yohji, Yohji Essential, Yohji Senses,Yohji Pour Femme и Her Love Story.
Мужская коллекция: Yohji Homme, Yohji Pour Homme и His Love Story.
Дизайн упаковок одинаковый. Отличается только цвет.Сотрудничество
Adidas
В 2001 году Ямамото предложил компании Adidas вместе разработать элегантную спортивную одежду, обувь и аксессуары. Новая марка получила название Y-3.
В одном из интервью Ёдзи признётся, что поразился уродством кроссовок Adidas, поэтому и предложил им помощь. В другом интервью дизайнер говорит, что попросил у компании кроссовки для своего показа. После этого Adidas предложили сотрудничество.
New Era
В 2013 году бренд New Era и Ямамото создали капсульную коллекцию кепок, рюкзаков и курток. Коллекция представлена в чёрном цвете. На некоторые модели кепок вшита серебряная пластина с выгравированной подписью Ямамото.
Hello Kitty
В 2015 году бренд Hello Kitty попросил Ёдзи Ямамото возглавить новую линию Kitty’s. Команда Ямамото взялась за разработку продукта, производство и брендинг.
В коллекцию входят аксессуары и одежда с изображением персонажей из Вселенной Hello Kitty и My Melody.
Интересные факты
- Главными своими недостатками дизайнер считает лень и курение.
- Ёдзи Ямамото — единственный из всемирно известных дизайнеров, который не является членом Ассоциации высокой моды.
- В юношеском возрасте Ёдзи занимался карате и получил черный пояс.
- Кутюрье говорит, что когда ему наскучит создавать одежду, он переквалифицируется в актера или станет гангстером.
- В конце фильма о Ямамото «Записки об одеждах и городах» 1989 года, Ёдзи говорит: «Мой собственный опыт таков: я единственный сын у матери. Моя жизнь посвящена этой удивительной женщине. Все затевалось ради неё. Нашим миром всегда правили мужчины. Это мужской мир, поэтому я должен постоянно её оберегать. Я почитаю женщин. И создавая модели для них, как бы говорю: “Могу я вам помочь?”»
- Любимые занятия Ёдзи помимо работы: водить машину и гулять с собакой. На видео снизу он это и делает.
Подробней о книге-альбоме, которая посвящена выставке в музее Victoria and Albert Museum, читайте в нашей статье.
Дизайнер Yohji Yamamoto — самобытный самурай
В 1981 году мир моды испытал настоящий шок! В Париже на показе японских дизайнеров модели ходили в тяжелой грубой обуви, облаченные в черные одежды, без грамма макияжа. И это в тот момент истории костюма, когда царила агрессивная сексуальность — высочайшие каблуки и обилие краски на лице, и плечи, плечи, плечи. ..
Показ стал потрясением для японской и европейской моды, показ пел хвалебные песни небрежности. С этого момента на небосклоне моды зажглась новая звезда — Йоджи Ямамото — самобытный, неожиданный, смелый.
Йоджи Ямамото родился в Токио в 1943 году, в разгар Второй мировой войны. Когда ему было 2 года, на фронте погиб его отец. Кроме этого, в свои 2 года он пережил атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки. Конечно же эти события сломали привычное всем нам чувство гармонии. Отсюда главные черты дизайнера – ассиметрия и черный цвет (почти 90% моделей, создаваемые дизайнером — черные, а его почитателей называли “стаей ворон”).
Почему дизайнер отказался от симметрии?
“Симметрия — это идеальное состояние, а безукоризненная вещь мертва и предназначена не для живого человека, а для манекена, поскольку человеческое тело тоже ассимметрично. Если я вижу, что вещь, сделанная мною, слишком геометрически правильна, я всегда стараюсь нарушить баланс”.
Бунтарство дизайнера не останавливается лишь на ассимметрии. Модели марки Yohji Yamamoto выглядят поношенными, потертыми, как-будто из сэконд-хэнда, хотя на каждую было затрачено десятки и сотни часов.
Что еще характерно для марки Yohji Yamamoto? Безупречный крой. Он ему достался в наследство от матери Фуми Йамамото, которая работала портнихой традиционной японской одежды.
Привнеся в моду патриотичные национальные мотивы, создавая жесткую деконструктивистскую одежду плоскостного кроя, соединяя несоединимое – сухость линий и обильное декорирование (он может использовать огромное количество своих логотипов, размещая их на шляпах, чулках, лацканах), глубокий цвет и поношенность, отсутсвие симметрии и смысловая наполненность образов, Ямамото убедил многих, что это хорошо, и добился признания далеко за пределами своей страны.
Ямамото всегда плывет против течения и не боиться смелых жестов. Именно поэтому он – автор форм, которые никогда не устаревают, именно поэтому он — основоположник радикализма в дизайне одежды.
Одежда как произведение лаконичного и удивительного Yohji Yamamoto
Йоджи Ямамото — оригинальный дизайнер одежды из Японии, воспитанный в традициях эстетики ваби-саби. Он отвергает правила фешн культуры. Его одежда для обычных людей любого возраста.
Йоджи Ямамомто родился в Токио 1943 году. Это разгар Второй мировой войны. Япония была в трауре после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Отец Йоджи погиб на войне. Мать его всю оставшуюся жизнь ходила в траурном черном цвете. С 4 лет Йоджи понимал, что такое голод, страх и отчаяние. Оставшись со своей матерью-портнихой, был вынужден помогать ей. И судьба сама направила его на дизайнерский путь. Со свойственным ему рвением к учебе, он изучает английский в университете Нирро. Оканчивает юридический факультет одиного из самых престижных вузов Японии — Кейо. Поступает и оканчивает университет моды Bunka Fukuso Gukain. И в 1971 году Ямамото представляет свою первую коллекцию под своим брендом Y.
Фуми (мать дизайнера) в 1972 году продала свой магазин, чтобы Йоджи начал свой бизнес.
Слево направо: бывшая жена, Йоджи, мать, дочь.
Ямамото сам пишет музыку для своих показов, иногда сам ее исполняет.
В 1981 году Йоджи Ямамото организовывает показ в Париже. Модели дизайнера вышли без макияжа, наряды были ассиметричны, швы необработаны и обилие черного цвета. Критики обвиняли дизайнера в отсутствии вкуса. Коллекцию называют «стилем беженцев». Но неудачный дебюд только подстегнул модельера. Уже в 1982 году с восторгом была встречена его новая коллекция. О нем пишут, что он «первый в мире филосов моды», что у него способность воспринимать этику простых форм, видеть естественную красоту вещей, уникальное видение моды. Показы Ямамото вызывают фурор!
«Я думю, что совершенство уродливо. Я хочу видеть шрамы, неудачи, беспорядок, искажение».
«Главная идея линии Y — одеть женщин в мужскую одежду. Женская одежда должна быть броней, которая охраняет тепло».
Талантливый дизайнер Йоджи Ямамато разрушет стереотипы в мире моды. Отсекает, по его мнению, все лишнее, и никто не должен скрывать индивидуальность женщины. Стиль модельера-потертость, ассиметрия, рваный крой, лаконичность.
Создание костюмов для фильма режисера Такеши Китано «Куклы».
Ямамото применил традиционный метод ручной раскраски при использовании рисовой пасты. Костюмы получились настолько оригинальные, что режисер Такеши изменил сюжет и характер героев.
Показ осень-зима 1998-1999 г.
Зинедин Зидан в рекламной компании бренда Y-3, созданного Ямамото для «Adidas».
Может не спешить с выводами, а погрузиться в искуство Йоджи и просто созерцать.
Философия чёрного цвета в одежде японского дизайнера Yohji Yamamoto
Я давно подыскиваю себе стиль одежды, гармонирующий с моим мироощущением и характером. Мне случайно показали этого японца, и глаза мои было не остановить от беготни по фотографиям с его работами. Как известно, любой мастер бессознательно вкладывает в свои творения себя и свой характер. А тут случилась совершенная загадка: с фотографии на вас смотрит добродушный дядечка с несколько усталым взглядом, что совершенно не соответствует нраву одежды, которую он создаёт.
Это геометричные, рубленые, рваные ритмы с элементами многослойности и асимметрии. А в характере этой одежды четко выделяются мужественность и даже жёсткость. Вещи дизайнера сравнивали с одеждой крестьянина, кочевника или нищего, но я вижу в них сдержанный шик, присущий императору или воину.
Излюбленный цвет Ямомото — чёрный, и причина этой любви кроется в трагедии. Отца Ёдзи во Вторую мировую войну силой забрали в армию, на войне он и погиб. Эти события отразились на матери дизайнера: всю оставшуюся жизнь она ходила в траурном чёрном цвете. Уже в 4 года Ёдзи понимал, что жизнь может быть жестокой. Он наблюдал разрушительные войны, прочувствовал отчаяние, голод и страх. В своей автобиографии он вспоминает, что хотел только одного — защитить мать. Так сформировалась концепция: «Главная идея линии бренда — одеть женщин в мужскую одежду, женская одежда должна быть бронёй, которая охраняет тело».
На самом деле, не только чёрный цвет фигурирует в работах Ёдзи Ямомото, но моя подборка фотографий из разных коллекций в основном продемонстрирует именно его.
Один особенный момент, связанный с брендом Ямомото, заставил меня задуматься: в 2009 году дизайнер был вынужден объявить себя банкротом и свернул бизнес в Японии, однако, не поставил точку в истории своей компании и сделал ставку на Францию. Оказывается, все это случилось из-за давления маркета типа H&M и Uniqlo, ориентированного на массового покупателя и предлагающего низкий прайс.
А другой момент философии Ямомонто поразил меня до глубины души. Первый его показ в 1981 г. вызвал ураган эмоций критиков и журналистов. Модели дизайнера вышли без макияжа, а наряды отличались бесформенностью, асимметрией, необработанными швами и обилием чёрного цвета. Критики назвали коллекцию «стилем беженцев», а в мире моды появилось новое определение «Хиросима-шик».
Сам Ёдзи в своей автобиографии пишет следующее: «Я думаю, что совершенство уродливо. Я хочу видеть шрамы, неудачи, беспорядок, искажение».
После этих слов можно только возгордиться этим человеком, для современной моды это слишком по-бунтарски.
Все-таки не все работы Ёдзи Ямомото шьются для амазонок:
История бренда Yohji Yamamoto | Brandpedia
Фокус великого японца в том, что ни одну его вещь невозможно купить без того, чтобы всерьез не заболеть: это не одежда, это умный и изящный диктат над всем твоим существованием. Всерьез называя себя «портным, но никак не кутюрье», король асимметрии, приверженец черного цвета, и просто великий модельер Йоджи Ямамото, открыл вселенную имени себя, и закрывать ее никоим образом не собирается.
Йоджи Ямамото родился 3 октября 1943 года в Токио, в семье портнихи и солдата; отец умер на войне, когда Йоджи и двух лет не было, и с той поры его мать носила только черное. Траурное настроение, плотным облаком окутывающее Ямамото с ранних лет, очевидным образом повлияло на его творчество — до сих пор его коллекции наполовину черны, как ночь, а наполовину режут глаз ослепительно белым. Матери приходилось в одиночку растить ребенка и зарабатывать на жизнь. Для этого были необходимы мужество и твердость. Первые уроки портновского мастерства Йоджи тоже получил от мамы.
Окончив в 1969-м школу модных дел «Бунка Гакун», Йоджи открывает в 1972 году собственную торговую марку. В 1974 показывает свою коллекцию прет-а-порте на Токийском подиуме. А в 1981-м после первого дефиле в Париже модные и околомодные критики обзывают его «идиотом, ни черта не смыслящим в моде, который шьет вещи, вызывающие в памяти грибы ядерных взрывов и не имеющие ничего общего с модой для нормальных людей». Европа была готова встретить деконструкцию моды. Но не ждала ее из Японии.
Упрекать японца в «ядерных аллюзиях» проще простого — но ведь все мы родом из детства, и не наша вина, если оно не было легким. Тонкое восточное дело требует соответствующего отношения, и применять к одежде Ямамото европейские мерки было бы по меньшей мере неумно.
1982 Ямамото ждет первая награда — 26-th Fashion Editors Club Award (Токио) Уже к 1984-му критики оценили рваный крой, нарочитую лаконичность и полную изящества безразмерность коллекций Йоджи и воспели ему осанну, провозгласив «первым в мире философом моды».
Изделия Ямамото сочетают в себе изумительные качества: они выдержаны в едином стиле и в то же время очень индивидуальны. В традиционной японской культуре каждый человек носил платье, полагающееся ему по рангу. Сегодня индивидуальность — понятие более сложное: одежда должна гармонировать с личностью человека. И Йоджи Ямамото постоянно стремится к этому: «Люди на фотографиях в старых фотоальбомах одеты в реальность. Они не наряжаются в одежду, они живут в ней. Такую одежду я и хочу создавать. Если вы обитаете в холодной стране, то теплое пальто — это ваш друг, ваша семья. Люди носят мои вещи, как носили в те далекие времена, и я могу быть счастлив.
Раньше по лицу и по одежде сразу можно было сказать, кто этот человек. И разве не здорово, когда вы, видя пальто, которое валяется на полу или висит на стене, можете сказать: «Ага, вот это Джон, а это — Томми». Потому что одежда — это вы. В наше время существует много богатых людей, которые думают, что могут купить все. Для них сферой потребления является даже их собственная жизнь. Они не понимают сущности предметов — камней, деревьев, вещей… Они думают, что могут все получить за деньги. Это очень грустно. Именно поэтому я обращаюсь за вдохновением к старым временам, когда люди многого не могли себе позволить и жили в окружении очень простых вещей«. 1996 год — дизайнер проводит первый успешный эксперимент в области парфюмерии — духи Yohji.
В 2002 году всемирно известный японский дизайнер становится креативным директором нового отделения компании adidas — adidas Sport Style (ранее adidas Equipment).
Ямамото уже разработал для adidas новый дизайн кроссовок. «Я давно хотел поработать против уродливого технологического кроссовка, — говорит 59-летний Ямамото. — Молодежь всего мира носит эту обувь, и я не могу это игнорировать».
Стиль Ямамото был и остается уникальным, но это не помешало западной моде вдоволь поживиться его идеями. Новаторские идеи Йоджи Ямамото и его соотечественницы Рей Кавакубо вошли в историю моды как «бархатная революция»: они раньше бельгийцев применили принцип деконструктивизма в одежде, сделали модным черный цвет, свободный покрой, асимметрию, потертости, наружные швы. Сегодня Ямамото продолжает экспериментировать с силуэтами, пропорциями, формами, хотя со временем его коллекции стали «легче», веселее: у него появились костюмы по фигуре, цветовые акценты, но суть их остается неизменной. Не так давно дизайнер приготовил очередной сюрприз для своих поклонников, устроив незабываемое шоу в парижском районе Пигаль на сцене одного из самых скандальных кабаре «Мулен Руж». Подиум размещался на сцене и по своим размерам больше походил на теннисный корт. Однако модели выходили на сцену вовсе не для того, чтобы завоевать звание первой ракетки подиума.
В величественных кринолинах, каскадах кружев и облаках газа они «выплывали» на сцену и… устраивали «стриптиз». Перчатки и шляпы снимались, кринолины отвязывались, платья расстегивались и небрежно падали на пол, а на манекенщицах оставались строгие прямые юбки и асимметричные бюстье. Затем фокус повторялся в обратном порядке. На середину подиума выходила модель в нижнем белье и из карманов нижней юбки извлекала недостающие элементы одежды — все, вплоть до аксессуаров и свадебного букета. Если бы кто-то из начинающих дизайнеров позволил себе нечто подобное, это, скорее всего, расценили бы как дешевое трюкачество и дерзкую выходку. А в контексте Ямамото, тридцать лет работающего в модельном бизнесе, это рассматривается как тонкая ирония или зашифрованное послание: мишура отлетает, классика остается.
Вещи от Ямамото требуют некоего сосредоточения, душевного движения со стороны надевшего их человека — иначе они не «оживут» на нем. «Иногда мою одежду трудно носить из-за того, что она как будто немного недоделана. Чтобы завершить образ, человеку нужно проявить собственную фантазию. Это ко многому обязывает, но в то же время раскрепощает». Когда происходит слияние человека и вещи, то возникает ощущение, будто приобретаешь друга, который знает о тебе все.
За ним закрепилось общепринятое клише — минималист. А как еще назвать человека, который не обращает внимания на цвет, кроит по прямой, а вместо хитроумно обработанной горловины предпочитает просто прорезать отверстие? Однако сам Ямамото минималистом себя не считает: «Минимализм — это претенциозная мелочность. А мне нравится все искреннее, горячее, страстное — то, что идет из самой глубины души». Другое стойкое заблуждение, связанное с этим дизайнером, заключается в том, что он якобы старается создать в своей одежде японский колорит. Но Ямамото считает себя космополитом. «Я совершенно не ощущаю себя японцем. Мне наплевать на все эти различия между Азией и Европой, Востоком и Западом. Я принимаю привычки той страны, в которой живу, и меня удивляет, что другие вспоминают о моей национальности».
По своим вкусам и пристрастиям Йоджи, безусловно, европеец. Он обожает быструю езду на автомобиле и игру в бильярд, знает толк в хороших спиртных напитках и с удовольствием занимается спортом (черный пояс по карате). Он неплохо играет на бас-гитаре и губной гармошке. Его любимый певец Боб Дилан, любимые друзья — четвероногие питомцы (три собаки), которые живут в доме дизайнера. Йоджи признается, что очень ленив. Говорит, что если бы не увлекся модой, то стал бы просто бездельником или… гангстером. Когда модельный бизнес ему надоест, Ямамото собирается стать актером: «Роль третьего плана в боевике, на большее я не претендую».
Но пока лентяй Ямамото делает по нескольку коллекций в год. Он не выходит из своего ателье, внимательно следит за кройкой и пошивом каждой модели, входит в мельчайшие детали (говорят, что без его личного одобрения не делается ни один шов). Империя Ямамото стремительно растет, ее годовой оборот — 65 миллионов фунтов. Помимо женских коллекций он выпускает линию мужского прет-а-порте. На парфюмерном рынке огромным спросом пользуются ароматы от Ямамото. Во всех мировых столицах имеются его бутики. Когда два года назад Донна Кэран, вручая Ямамото знаменитую награду «Night of Stars», сказала: «Я — дизайнер, а он — художник», Ямамото ответил: «Это огромный комплимент, и все же я только дизайнер. Впрочем, разве художник и дизайнер — это не одно и то же, разве мода — не искусство?» Ямамото работает не ради славы, не ради денег. Он признается, что быть богатым скучно. Йоджи занимается модой ради самой моды и говорит, что это часть его души.
Источник: brandhistory.ru
Ёдзи Ямамото о красоте несовершенства, книгах Достоевского и быстрой моде
Тенденции
19 сентября, 2020
текст: Дарья СмирноваСложный, асимметричный крой, монохромная палитра с преобладанием густого чёрного цвета, плотные ткани и размытые границы между мужским и женским. Стиль Ёдзи Ямамото узнаётся с первого взгляда. За его обманчивой простотой скрывается не только скрупулёзная работа над каждой деталью, но и философия жизни самого модельера, которая идёт вразрез с современными трендами.
«Моей изначальной целью была защита человеческого тела», — признаётся он в интервью. Одежда Ямамото выделяется на фоне излишне откровенных, полупрозрачных и подчёркнуто сексуальных силуэтов, заполонивших подиумы. Она фактически скрывает женскую фигуру, защищая её «от мужских взглядов, а может, и от ненастной погоды».
Но не менее важной в философии модельера становится защита собственного стиля от влияния fast fashion. Ямамото — тот редкий представитель модной индустрии, который создаёт вещи не на один сезон. Он мечтает, чтобы его наряды передавались в семьях из поколения в поколение. Вот уже четыре десятка лет в работе (да и в личной жизни) он придерживается принципов высокой культуры — highbrow, эстетики, проверенной временем.
Ёдзи Ямамото, Atelier Portrait, Paris (1985) / Photo: Matthew Rolston
Ёдзи родился в Токио в разгар Второй мировой. Его отец погиб на войне. «Сколько себя помню, нас всегда было только двое — мама и я. И она всегда носила чёрное». Ещё одно яркое воспоминание детства: стук швейной машинки матери, которой пришлось освоить профессию портнихи, чтобы в одиночку воспитать сына.
«Мать все силы отдавала изготовлению одежды, чтобы иметь возможность меня выкормить и воспитать», — часто вспоминает Ёдзи. Закончив университет и японскую школу моды, он, в отличие от многих амбициозных юношей, вернулся в отчий дом, чтобы помочь маме в её маленьком ателье. Именно там он осознал, что хочет не просто шить одежду по запросу богатых дам, но создавать нечто своё. То, что будет не только отражать его представления о прекрасном, но и формировать вкус к сдержанной эстетике у других. Причём само дизайнерское ремесло Ямамото никогда не считал трудным занятием. Сложность, по его мнению, заключается в том, «чтобы найти новый способ исследовать красоту».
Yohji Yamamoto Fall 1981 RTW / Photo: John Bright/Penske Media/REX/Shutterstock
Его первая коллекция, представленная на Неделе моды в Париже в 1981 году, сразу же разделила критиков на два лагеря. Одни не оценили деконструктивизм модельера, назвав его одежду «лохмотьями». Другие именовали Ёдзи не иначе как «гением». Но уже через несколько лет вневременная красота линий и скрытая за грубыми тёмными тканями чистая поэзия его нарядов в сочетании с ответственный подходом при выборе тканей покорили модную индустрию. «Я, возможно, буду последним дизайнером, для которого что-то значит лейбл ”Сделано в Японии”, — говорит дизайнер. — «Это очень затратное производство — ручной труд в Японии самый дорогой в мире. Так что это мой долг — поддерживать малые традиционные японские производства. Я пользуюсь услугами семейных фабрик. Важно продолжать работать таким же образом, иначе эти предприятия исчезнут».
Одежда модельера призвана не выделять человека из толпы, а, наоборот, «прятать». Вот почему среди поклонников бренда Yamamoto так много публичных личностей и людей творческих профессий. Но заслуженный классик моды не собирается почивать на лаврах. «Я хочу улучшать каждую частичку каждой новой коллекции», — говорит он. — «Импульс, ритм моей работы — это то, что заставляет меня идти дальше».
Ёдзи Ямамото на своём первом показе (1981)
О женственности
«Для меня образ женщины, поглощённой своей работой, не стремящейся добиваться чьей-либо благосклонности, сильной и изящной одновременно представляется чрезвычайно соблазнительным. Чем больше она скрывает свою женственность, тем сильнее последняя проявляется. И это настоящая, внутренняя женственность. Идеально скроенные хлопковые брюки могут выглядеть красивее, чем роскошное шелковое платье».
— Интервью изданию The Talks (2011)
О любимых писателях
«Я открыл для себя литературу благодаря русским писателям, которых начал читать со средней школы. Сначала я читал Горького, Пушкина, советскую пролетарскую литературу, а затем уже начал читать Достоевского. Его мир захватил меня целиком и полностью. В конце средней школы и в старшей школе я прочитал всего Достоевского, включая переписку. Я стал фанатом Достоевского».
— Интервью журналу посольства Японии в России «Япония: стили и жизни» (2014)
Ёдзи Ямамото / Photo: Yutaka Yamamoto
О пользе ошибок
«Творчество — это всегда результат какого-нибудь безумия или авантюры. Ты собираешься открыть Индию, а приезжаешь в Америку. Конечно, это ошибка! Но благодаря ей стало возможным открыть новый континент. Каждая коллекция — это путешествие в незнаемое, цепь ошибок, приводящая к неведомому результату. Иногда прекрасному, иногда чудовищному. Это уж как вам повезёт».
— Интервью изданию Elle Russia (2003)
О перепотреблении
«Люди приобретают одежду впустую. Покупают и покупают, а иногда, ни разу не надев, просто выбрасывают. Это, можно сказать, загрязнение окружающей среды, ведь некоторые продукты, которые используют при создании одежды, — токсичны. Я этого не понимаю. Нам действительно пора задуматься, как лучше управлять промышленностью. Я не эколог, но точно понимаю, что мы начинаем ”злить” Землю. Пора успокоиться».
— Интервью изданию i-D (2015)
Джессика Стэм в соломенной шляпе c пластиковым покрытием Yohji Yamamoto для Vogue (2004) / Photo: Irving Penn
О жизни в настоящем
«Я существую здесь и сейчас. Меня не очень интересует будущее. Или, точнее говоря, я не верю в будущее. Можно сказать, я не уверен, что завтра или послезавтра я всё ещё буду существовать».
— Автобиография «Моя дорогая бомба» (2010)
Об успехе
«Я всегда настороженно относился к успеху, он притягивает жестокость. Испытав это ощущение хотя бы раз, начинаешь его преследовать вновь и вновь. А многие люди завистливы и ревнивы. Для меня успех — награда за хорошо выполненную работу».
— Интервью изданию i-D (2015)
Саския де Брау для Yohji Yamamoto (2013) / Photo: Paolo Roversi
О мире моды
«Я могу выражать в моде своё мастерство, но я ненавижу мир моды. Мода гонится за тенденциями, я же хочу элегантности. У моды никогда нет времени. А у меня есть. Я говорю: ”Здравствуйте, леди, чем я могу вам помочь?” У моды нет времени на то, чтобы задавать подобные вопросы, она заботится лишь о том, что будет дальше… Мода потеряла уважение к одежде. Моя работа состоит в том, чтобы вернуть одежде это уважение».
— Интервью изданию Zeit (2004)
«Одежда, которая создаётся по требованию потребителя, не представляет никакого интереса с точки зрения высокой моды. Для меня это абсолютно чужой мир, я не хочу иметь к нему никакого отношения. Я даже переживаю, что это консьюмеристское отношение к моде, к одежде может навредить вкусу молодых людей и загубить их индивидуальное представление о том, как нужно одеваться».
— Интервью телеканалу Дождь (2013)
О монохроме
«Красочные сексуальные вещи, то, что называется модой, появляется только в городах. А в городах много народу, и если все будут носить одежду разных цветов, то получится неопрятно, не правда ли? Поэтому я с самого начала для себя решил, что хотя бы та одежда, которую делаю я, не будет раздражать глаз, решил придерживаться монотонности. Поэтому, по возможности, цветом я не пользуюсь».
— Интервью журналу посольства Японии в России «Япония: стили и жизни» (2014)
Ёдзи Ямамото (1993) / Photo: Yutaka Yamamoto
О японском стиле
«Мне понятно, почему европейцам мои работы представляются очень японскими. Возможно, потому, что обычно любую работу воспринимаешь как законченный результат, условно говоря, как 100%. А я всегда стараюсь закончить работу не доходя до этих 100%. Эти недостающие пять, семь или десять процентов и составляют ”японскую” незаконченность, неопределенность или незавершённость».
— Интервью изданию The Talks (2011)
О «мужском» и «женском»
«Я думаю, моя мужская одежда также хорошо смотрится на женщинах, как и женская. Всё больше и больше женщин покупает для себя мужские вещи. У них более ”чистый” дизайн. Они проще и ничем не украшены. Женщины этого и хотят…. Я всегда задаюсь вопросом, кто вообще решил, что мужчины и женщины должны носить разную одежду».
— Интервью The New York Times (1983)
Жизель Бюндхен в Yohji Yamamoto для «Love Magazine» (2015) / Photo: David Sims
Марго Робби в Yohji Yamamoto SS20 для «The New Hollywood issue» / Photo: Chris Colls
О сексуальности
«Я считаю, что сексуальность заключается в воображении. Если мужчина видит женщину в слишком яркой одежде либо просто голой — это неинтересно. Интерес просыпается, когда нужно как-то раскрывать женщину, рисовать её в собственном воображении. Поэтому современная мода, согласно которой сексуальными считаются женщины в коротких юбках, мне неинтересна».
— Интервью телеканалу Дождь (2013)
О несовершенстве
«Я считаю, что совершенство безобразно. Где-то в предметах, которые создают люди, я хочу видеть шрамы, неудачи, беспорядок, искажения».
— Интервью изданию AnOther Magazine (2018)
Фото: Yohji Yamamoto / Photo: Simky Cheung
Йоджи Ямамото | Мужская дизайнерская коллекция | Эдито Симонс
- En
Fr
En
США
- Магазины
- Информационные бюллетени
- Подарочная карта
- Мой аккаунт
- Список желаний
- Последние просмотренные товары
- Моя сумка (0)
- Новое в
- НОВИНКА ДЛЯ ЖЕНЩИН
- категории
- Платья
- Топы
- Низ
- Пальто
- Винтаж
- Сумки
- Аксессуары
- Магазин Все
- Будьте смелыми, представив смелые новинки этого американского бренда.
- НОВИНКА ДЛЯ МУЖЧИН
- КАТЕГОРИИ
- Футболки и толстовки
- Рубашки
- Брюки
- Свитера
- Костюмы и куртки
- Пальто
- Аксессуары
- Магазин Все
Йоджи Ямамото, японский дизайнер, изменивший определение авангардной моды
Грета Самуэль / © Culture Trip
Японский дизайнер Йоджи Ямамото прославился тем, что придал андрогинный, направленный подход к традиционно женственному авангардному дизайну и был новатором в моде. -соответствует-спортивная эстетика.Вот как фирменный темный дизайн Ямамото и драпированный крой повлияли на нашу сегодняшнюю одежду.
Когда Йоджи Ямамото впервые ворвался на модную сцену, запустив свой лейбл в 1981 году, он представил темный подход к роскошной женской одежде, потрясший индустрию. Прославленный своими андрогинными авангардными коллекциями, его работы и их глобальный успех заложили основу для поколения новаторских восточноазиатских креативщиков в мире, где раньше царила западная эстетика.
Ямамото оттачивал свое мастерство в известной японской школе дизайна Bunka Fashion College и по окончании получил годичное размещение в Париже в своем университете.Но самые известные дома высокой моды города в то время разветвлялись на коллекции ready-to-wear – вид искусства, которым Ямамото не практиковал, – поэтому только после возвращения в Японию Ямамото определил четкое направление для своего бренда. Свою первую коллекцию он показал в Токио в 1977 году.
Ямамото на своем показе SS19 на Неделе моды в Париже, сентябрь 2018 г. © REX / Shutterstock
Фирменная эстетика Ямамото, которая опиралась на полностью черный, обволакивающий тело дизайн, привнесла новый поворот на пошив и выделялись среди стянутых талией, подплечников и ярких блочных цветов, которые господствовали на модной сцене 1980-х годов.В эпоху яркости радуги темная цветовая палитра имела фактор шока.
«Черный скромен и высокомерен одновременно», – сказал он The New York Times в 2000 году. «Черный – легкий и ленивый, но загадочный … Но прежде всего черный говорит следующее:« Я не беспокою вас. Не беспокойте меня ».
Это образ, который остается в основе сегодняшних коллекций Ямамото, наряду с чувством безвременья. «Его одежда рассчитана на то, чтобы прослужить не один сезон, и существует постоянная идея скрыть, а не раскрыть тело», – говорит Лигая Салазар, куратор ретроспективы Музея Виктории и Альберта 2011 года, посвященной творчеству Ямамото.«Каждый дизайн он начинает с ткани, а не с силуэта. Это типично японский подход ».
Образ из коллекции прет-а-порте Йоджи Ямамото осень 1981 года © Джон Брайт / Penske Media / REX / Shutterstock
В 1981 году Ямамото привез свой лейбл из Токио обратно в Париж, где он остается по сей день. Это подходящий дом, учитывая, что лейбл уделяет особое внимание мастерству, деталям в стиле кутюр и исключительному качеству как женских, так и мужских коллекций. «В 80-х и 90-х Ямамото придерживался совершенно другого подхода по сравнению со всеми остальными дизайнерами Парижа», – говорит Салазар.«Это дало индустрии возможность освободиться от того, что обычно считалось« высокой модой »».
Когда он открыл свой первый магазин в Париже в 1981 году, это совпало с первым показом на подиуме Парижской недели моды, организованным его коллегой из Японии Рей Кавакубо. Ее лейбл Comme des Garçons также сделал акцент на несовершенных и отстаивал асимметричный крой. Вместе дизайнеры привнесли во французскую столицу нечто совершенно неожиданное и внесли особый вид в методы высокой моды.
Показ подиума SS19 Йоджи Ямамото, Неделя моды в Париже, сентябрь 2018 г. © SIPA / REX / Shutterstock
«Это [одна из] последних отраслей, которые завершаются вручную, что мне нравится», – однажды сказал Ямамото The Business of Мода . «Я все еще сосредоточен на том, как вырезать и как сделать движения красивыми. Для меня очень важно, чтобы дизайн всей моей одежды был таким ».
Эта преданность деталям – черта, которую можно увидеть не только в одноименном лейбле Ямамото, но и в его спортивном лейбле Y-3.Когда в 2003 году он сотрудничал с немецким гигантом фитнеса Adidas, он создал новый бренд мужской одежды, который стал пионером слияния моды и технологий и представил миру спортивный стиль класса люкс. Для Ямамото это был совершенно новый дизайн.
Y-3 теперь может похвастаться отдельными магазинами по всему миру, и его продают гиганты онлайн-торговли Farfetch и Mr Porter. «Это идеальное сочетание стиля и функциональности, и, будучи одной из первых культовых линий спортивной одежды на рынке, она подняла стиль уличной одежды и внесла свой вклад в рост популярности кроссовок», – говорит современный покупатель г-на Портера Джордж Арчер.
Черный остается неотъемлемой частью женской коллекции SS19, которая дебютировала на Неделе моды в Париже, сентябрь 2018 г. © Etienne Laurent / EPA-EFE / REX / Shutterstock
По мере развития технологий, Ямамото отмечает новаторскую спортивную одежду. Арчер считает, что все более непринужденный подход к мужской одежде частично связан с лейблом Y-3. «Это дает мужчинам возможность играть с формой и движением», – говорит он. «Его многослойные вещи, длинные линии подола и темные цвета одинаковы для разных сезонов и их легко носить.
Мир ждет следующей большой идеи Ямамото и того, каким образом она повлияет на взлетно-посадочные полосы, центральные улицы и гардеробы по всему миру.
ЙОХДЖИ ЯМАМОТО
Nazione … AfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua & BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaidjanAzoresBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaireBonaire, Синт-Эстатиус и SabaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrasil – BrazilBritish Индийского океана TerritoryBritish Virgin IslandsBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral Африканский RepublicChadChannel IslandsChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquitorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFaeroe IslandsFalkland IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Южные Территории GabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuineaGuinea-BissauGurneseyGuyanaHaitiHeard и McDonald IslandsHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsraelItaliaIvory побережье (Кот-д’Ивуар) JamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMan, остров ofMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesiaMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew Каледонии (французский) Новый ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandPolandPortugalPuerto RicoQatarReunion (французский) RomaniaRussian FederationRwandaS.Грузия и Южные Сэндвичевы острова. Сент-ХеленаСент-Китс и Невис и АнгильяСент-ЛюсияСент-Мартен (французская часть) Сен-Пьер и МикелонСент-Том (Сан-Томе) и ПринсипиСент-Винсент и ГренадиныСан-МариноСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские острова Острова Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирияТаджикистанТайваньТанзанияТаиландТимор-Лешти ТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанТуркс и острова КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияСоединенные ШтатыУругвайМалый отдаленный остров СШАУзбекистанВануатуВатикан-государствоВенесуэла000 Острова Футемен СШАВирджиния 9 .