Первые произведения Микеланджело. Микеланджело Буонарроти

Первые произведения Микеланджело

Крамольные дискуссии во дворце Медичи, несомненно, полвека спустя наложат отпечаток на содержание фресок «Страшного суда» – творения Микеланджело, украшающего стены Сикстинской капеллы в Риме. Пока же его первым заметным произведением стала «Мадонна у лестницы». Это небольшой барельеф, изготовленный примерно в 1491 году, когда Микеланджело было шестнадцать лет, то есть в год смерти маэстро Бертольдо.

Без сомнения, этот барельеф выполнен не без влияния ранних работ Донателло. В частности, Микеланджело использовал здесь метод stiacciato, примененный Донателло в его «Мадонне Пацци», которая до 1870 года хранилась в Палаццо Пацци во Флоренции, а сейчас находится в Государственном Берлинском музее. Эта техника состоит в том, чтобы сделать скульптуру почти плоской, учитывая взгляд зрителя таким образом, чтобы она показывала свои истинные пропорции только с определенного расстояния.

Второе интересное произведение – «Битва кентавров». Это барельеф внушительного размера, вырубленный в мраморной глыбе. Он более выпуклый, и здесь главный интерес Микеланджело проявился в изображении переплетения борющихся тел. Кстати сказать, это просматривалось потом во всем его творчестве: крепкое обнаженное мужское тело в движении. А вот женские тела художника особо не интересовали. В «Битве кентавров» есть одна женская фигура – Гипподамия, из-за которой, собственно, и началось кровопролитие. Но ее сразу и не заметишь: она изображена со спины и выглядит слишком «по-мужски».

Биограф Микеланджело Надин Сотель пишет: «Микеланджело сам знал, что «Битва кентавров», выполненная непосредственно перед смертью Лоренцо де Медичи в апреле 1492 года, – есть его первое произведение, достойное подобного наименования. Оставшийся незаконченным из-за возвращения в отцовский дом, этот рельеф сопровождал его всю жизнь»27.

Самые известные работы Микеланджело

Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве — итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.

Потолок Сикстинской капеллы

При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года “Охотники за Сокровищами” с Джорджем Клуни в главной роли.

Мучения Святого Антония

Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина “Мучения Св. Антония” – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Картина получила широкое признание от пэров.

Мадонна Дони

Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи “Моисей” был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре.

Страшный Суд в Сикстинской Капелле

Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.

Распятие Святого Петра, Ватикан

Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу — на самом деле сам художник. Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана.

Микеланджело – кратко

Микеланджело Буонарроти – гений эпохи Возрождения. Талантливый скульптор, архитектор, поэт, мыслитель и прекрасный художник. Он прожил почти 89 лет и до последних своих дней не расставался с инструментами, стремясь создать наследие будущему поколению. Кратко описать весь его вклад в мировую культуру очень сложно, но мы сделаем такую попытку.

Детство и юность.


Родился Микеланджело в 1457 году в семье мэра, одного из провинциальных городков в Италии. Должность мэра не приносила финансовой стабильности. Несмотря на аристократическое происхождение рода, семья жила очень бедно.

Мать, измотанная беременностями, умерла, когда мальчику исполнилось всего 6 лет. Но и до этого, из-за болезни мамы, маленький Мике проводил много времени в семье кормилицы. Там он впервые берется за долото и окультуривает камень.

В дальнейшем, ваятель утверждал, что обязан своим талантом приемной матери и ее семье каменотесов.

Малыша отдают в школу финансов. Отец мечтает, что Мике продолжит семейное дело и станет банкиром. Но в этой стезе мальчик не проявляет должного энтузиазма. И отец примиряется с выбором сына. В 13 лет юноша становиться учеником художника – Доменико Гирландайо.

Проведя в его мастерской год, он переходит в школу Бертольдо ди Джованни. Известная школа скульптора находиться под опекой Лоренсо де Медичи. Правитель Италии заинтересовался, безусловно, талантливым парнем. Так и происходит знакомство с несколькими будущими Папами Римскими. В дальнейшем Мике будет работать под началом 9 пап Римских!

Самые яркие и известные работы:


Мадонна на лестнице – барельеф из мрамора, одно из самых ранних произведений.

Самые известные его шедевры – статуя Давида. Она была изготовлена в родной Флоренции.

Статуя Моисея, созданная по заказу папы римского Юлия.

Мадонна Брюгге – скульптура из мрамора для церкви города Брюгге.

Рабы – целый цикл работ, которые находятся во многих музеях Европы.
Скорчившийся мальчик – единственная работа, которая находиться в России, в Эрмитаже.

Сикстинская капелла.


В 1508 году Буонарроти был приглашен для росписи потолка Сикстинской капеллы. Этот заказ достался мастеру, из-за происков его недругов. Ведь он сам много раз утверждал, что не художник, а скульптор. Но это не помешало мужчине создать шедевр, известный и в наши дни. Микеланджело выполнил эту работу в рекордные сроки, и совершенно без помощников. Целых 4 года он с энтузиазмом создавал фреску за фреской. Он расписал почти 600 квадратных метров! Все фрески посвящены строкам Ветхого завета – от Сотворения мира до Потопа. В дальнейшем художник жаловался, что этот труд подорвал его здоровье. В 37 лет, он чувствовал себя стариком. От тяжелой работы его глаза почти перестали видеть.

И только в 1534 году была продолжена роспись прилегающих стен. Самостоятельная работа скульптора – «Страшный Суд». Вторая работа – «Люцифер» создавалась уже с ассистентами.

Личная жизнь.


Личная жизнь у великого мастера не удалась. Сам Мике говорил, что его супруга – искусство, а их дети – его произведения. Множество слухов приписывали скульптору близкие отношения с натурщиками. Но никаких достоверных фактов в пользу его гомосексуальности не обнаружено. Единственной женщиной в его длинной жизни была Виттория Колонна, маркиза. Ей было 47 лет, а ему 61, когда они познакомились. Но множество их писем друг к другу носят лишь дружеский характер.

Старость.


В возрасте 71 год Микеланджело назначили главным архитектором собора Петра. Ведь он показал себя не только талантливым, но и очень опытным строителем.

Последние 15 лет жизни Микеланджело страдал от болей в суставах.
Умер Буонарроти в Риме в 1564 году. За несколько дней до смерти он уничтожил все неоконченные работы и наброски. В завещании он указал, что отдает тело земле, душу Господу, а имущество родным.

Микеланджело: биография и творчество художника

Возможно ли, чтобы человек обладал несколькими способностями?! Да, возможно. Таким был Микеланджело Буонарроти. Биография и творчество великого художника вдохновляют многих людей. Он является ярким примером того, что можно реализовать себя в нескольких видах деятельности. Каждый человек может все в этой жизни, но многие ленятся что-либо предпринимать и делать. Великий деятель искусства имел творческое начало, эстетическое восприятие, мудрость и уникальное видение этого мира. Он каждый раз совершенствовал свои таланты, их приумножал, не боялся показать миру свою гениальность и за это получил признание.

Происхождение гения искусства

Биография Микеланджело Буонарроти начинается в итальянском маленьком городке Капрезе в Тоскане. Здесь он родился в 1475 году. Его родители хоть и влиятельные, благородного рода (древний род графов Каносса) люди, но жили бедно. На то время должность мэра была малодоходной. А отец Микеланджело как раз занимал этот чин в родном городке. Ему казалось унизительным работать на физической работе. Поэтому он не менял вид деятельности, и семье приходилось кое-как выживать. Когда новорожденному Микеланджело исполнился месяц, закончилась служба у отца. Семья переезжает на новое место жительства возле Флоренции.

Потеря матери

Франческа ди Нери ди Миниато дель Сиена – мама будущего знаменитого живописца. Она рано вышла замуж, умерла от истощения организма, когда малышу было 6 лет. На него сильно повлияло это известие. Он по-детски переживал, начал вести себя отчужденно, замкнулся в себе. Отец беспокоился о малыше. Ему было тревожно, что душевное состояние сына только ухудшалось. И отец, чтобы хоть как-то отвлечь ребенка от страданий, отдает его в школу. Школа называется Francesco Galeota. Здесь он заводит дружбу с любителями живописи. Они прививают ему интерес к этому виду деятельности.

Юность

В возрасте около 13 лет Микеланджело объявляет отцу, что у него есть стремление обучаться художественному искусству. Он не намерен продолжать финансовое семейное дело и хочет реализовать себя в творчестве. Конечно, в первое время отец серьезно к этому не относился, но потом понял, что действительно у его ребенка необыкновенный талант, который нужно развивать. Так, с 1488 по 1489 год Микеланджело обучается у братьев Гирландайо. От них он получает знания по искусству создания фресок, базовые знания живописи.

После этого будущий скульптор отправляется изучать скульптуры в садах Медичи. С этого момента жизнь Микеланджело становится более насыщенной и интересной. Он начинает упорно работать над развитием своих способностей, и юношу замечает Лоренцо Великолепный. На то время Лоренцо управлял Италией. Великого правителя заинтересовал талант молодого человека. И среди знакомых Микеланджело появляются выдающиеся личности – молодые Медичи, которые впоследствии становятся высшими религиозными деятелями.

В садах Сан-Марко Микеланджело изучал человеческие трупы. Ему дал на это разрешение настоятель церкви – Нико Бичелини. Молодой скульптор не остался в долгу и за это подарил священнику распятие Христа.

Первые успешные работы Микеланджело

В возрасте 16-17 лет он создает свои первые барельефы. Это известные сейчас всему миру «Мадонна у лестницы» и «Битва Кентавров». После первых творений сразу же стало понятно, что он будет популярной личностью.

«Мадонна у лестницы» – это первое творение, высеченное из мрамора. Микеланджело в эту скульптуру добавил свою «изюминку», свой шарм. Поражает каждая деталь барельефа. Идеально видны все изгибы, из-за этого ощущается пластичность образов. Только великий мастер способен на такую изысканную работу.

«Мадонна у лестницы»» – творение, которое отличается от других привычных скульптур. В биографии Микеланджело прослеживается неординарный подход к своей работе. Пресвятая Дева является основой этой скульптуры. В образ Богоматери художник вложил всю свою душу. У него Она получилась серьезной, сосредоточенной и величавой. Ощущается некая нотка героизма, чувствуется переживание, но при этом все внешне спокойно.

Точность, высокая рельефность, удачные сочетания образов – так можно охарактеризовать барельеф “Битва кентавров”. Грамотно подчеркнуты все фигуры: мальчик, который пытается бросить камень, старец с камнем в руках, поверженный кентавр, раненый юноша, обозленная толпа кентавров.

Примечательно, что этот барельеф Микеланджело сотворил, когда ему было около 17 лет. Как можно показать весь накал сражения, когда мастер этого не видел? Такую работу выполнить сложно, но он справился. Буонарроти продемонстрировал свое мастерство и талант. При создании композиции применен разной обработки мрамор, есть отшлифованный и неотшлифованный камень. С помощью объемности всех фигур автор передал динамику образов. Зритель может ощутить всю жестокость сражения.

Время “застоя” в творчестве Микеланджело

Каждое событие, которое происходит в государстве, влияет на жизнь человека и его успешность. То, что происходило с Италией, негативно отразилось на биографии Микеланджело. В творчестве наступает время “застоя”. Он, как яркая и творческая личность, стремился к успешной, лучшей жизни. Но события в Италии неблагоприятно влияли на творческий процесс. Неумелое, неосознанное политическое правление Пьеро, который пришел к власти после смерти отца Лоренцо Медичи, приводит к началу военных действий. На Италию наступает французская армия, люди начинают бунтовать, Флоренция сдается, прекращает вести борьбу. Политическая и внутренняя обстановка только ухудшается. Микеланджело в этот период ничего гениального не создает. По этой причине он решает отправиться в Венецию и Рим. Там он изучает древние скульптуры, статуи, получает новые знания.

Новые шедевры Микеланджело

Мировая известность к талантливому деятелю приходит около 1498 года. Это время нового подьема в биографии Микеланджело Буонарроти. Краткое описание творений мастера, представленное в статье, лишь слегка приоткрывает завесу над тайной его высочайшего нового искусства. В этот период приходит к нему вдохновение, и он создает статую «Вакх», композицию «Пьета».

Влиятельные личности и знаменитые художники стали замечать, что скульптор все значительнее выделялся среди всех деятелей искусства. Его шедевры сохранились до наших дней и являются памятными творениями раннего творческого периода.

Статуя Давида

В жизни нужно все «попробовать». Любая тяжелая работа принесет фееричный успех, более значимый, нежели легкий труд. Таких принципов придерживался в своем творчестве Микеланджело. В биографии (краткое ее изложение не может открыть всю глубину натуры скульптора) можно почерпнуть ценную информацию. Людям необходимо понимать, что выдающийся скульптор обладал всеми необходимыми навыками и методами в работе. Ведь только благодаря упорному труду, смелости, благоразумию, терпению, работе над собой он достиг неимоверных высот.

Около 1501 года Микеланджело работает над новой скульптурой. Мастер не побоялся из испорченного мрамора высечь статую Давида. Никто из современников бы и не осмелился так сделать, а он смог. Хотя до этого была попытка у одного из скульпторов, но у него ничего не вышло. В холодный испорченный мрамор лишь Микеланджело смог вдохнуть жизнь и подарить миру новый шедевр.

Леонардо да Винчи и Микеланджело

Сфера интересов и степень таланта Микеланджело была на высочайшем уровне. Биография художника рассматривается как образец человека эпохи Возрождения. Он был универсальным мастером. Поэтому у него осталось и живописное наследие. Через свои росписи, зарисовки он отражал сущность бытия, изображал персонажей физически развитых и духовно красивых. В этом и была его гениальность. Даже соперничество с Леонардо да Винчи “открыло глаза” на то, что Микеланджело являлся одним из титанов творческой сферы.

Встреча двух великих личностей произошла в довольно необычной обстановке. В то время, когда комиссия определяла, куда поместить статую Давида, присутствовал и Леонардо да Винчи. Но встреча эта не была дружеской. Каждый деятель искусства считал себя лучше другого и не уступал другому ни в чем. Члены комиссии решают дать задание Леонардо да Винчи и Микеланджело, и кто лучше справится, тот и будет первым среди них. Им необходимо было расписать стены Большого Совета в палаццо Веккьо. Микеланджело выполнял набросок «Битва при Кашине», а да Винчи фреску «Битва при Ангиаре». Сравнение ошеломило всех критиков. Они оба выполнили полотна искусно: молодой Микеланджело был на равных с 50-летним да Винчи, каждый идеально владел творческими способностями.

Роспись в Римской церкви в Ватикане

Работа, которая удивила многих людей, в том числе и художника Рафаэля, – роспись в Римской церкви в Ватикане. Около 4 лет Микеланджело трудился над этой работой. Он рисовал сюжеты из Ветхого Завета. Первый эпизод – “Сотворение Мира”, и так до “Потопа” несколько эпизодов. Он принимался за эту роспись дважды, много времени отнимала разрисовка потолка храма. Сначала в планах у живописца было нарисовать 12 апостолов, но, вдохновленный процессом, он продолжает работать дальше и создает много других образов. Самый яркий в росписи Римской церкви – Адам.

После этих четырех лет, проведенных за росписью церкви, здоровье мастера ухудшилось. Наступил тяжелый этап в биографии Микеланджело: художник стал хуже видеть, чувствовал себя усталым и обессиленным. Написав более 400 фигур в полный рост, он был настолько изможден и постарел, что его не узнавали даже друзья, хотя было ему на тот момент всего 37 лет.

Роспись в Сикстинской капелле

Фреска «Страшный Суд» – новая роспись Микеланджело. Над ней он берется работать в 1535 году, уже в 60-летнем возрасте. Данный шедевр у верующих людей вызвал противоречие и бунт. Нарисован был Господь, и Его окружали люди в обнаженном виде. В храме, по мнению прихожан, не должны изображаться обнаженные тела. Много раз обсуждался вопрос, чтобы уничтожить данную роспись. Расстроенный непониманием окружающих, упав с лесов и сломав ногу, он решает отказаться от работы. Убедил его дорисовать фреску друг, доктор, который и излечил художника от недуга.

Любовь в жизни Микеланджело

Для многих людей является тайной личная жизнь Микеланджело. Биография творца – это прежде всего творческий путь живописца, где работа является смыслом всей жизни. Да, у него были романы с женщинами, которые ему позировали. Но он относился к ним без должного внимания. Хотя есть подтвержденная информация, что у него якобы были отношения с маркизой Витторией Колонна. Она личность с незаурядным нравом и характером. Знакомство их произошло примерно в 1536 году. Она приехала в Рим и на несколько лет здесь остановилась. Когда она уехала, то с выдающимся скульптором общалась через переписку.

Последние дни жизни

Жизнь Микеланджело закончил в одиночестве, без близких людей. Он так и не создал свою семью, не оставил наследников. Поэтому считал себя грешным человеком. Умер Микеланджело 18 февраля в 1564 года. Накануне, работая в церкви над статуей Мадонны, он почувствовал себя плохо и упал в обморок. На следующий день дома он пришел в себя, сделал последние распоряжения и отошел в мир иной. После смерти мастера остались незаконченные наброски, поэмы и рисунки.

Интересные факты

  • Изучая биографию Микеланджело, можно узнать, что великий деятель искусств был поэтом, художником, архитектором, скульптором, мыслителем.
  • В жизни он испытал немало печальных моментов. Например, первые годы его жизни прошли без самого близкого человека – матери. Она часто болела. Из-за этого кроху поручили кормилице, совсем другой женщине, которая происходила из семьи каменотеса. Чуть повзрослев, Микеланджело был благодарен этой женщине. Он считал, что через ее молоко он получил талант.
  • Для него искусство заменяло всю личную жизнь. Микеланджело Буонарроти считал, что его творения – это его дети, а творчество ему заменяет жену. Только искусству отдавался он целиком.
  • Микеланджело владел писательскими наклонностями. Он сочинил множество сонетов.
  • Живописец без восхищения относился к пейзажам и натюрмортам.
  • Микеланджело изучал анатомию, для того чтобы идеально создавать человеческие скульптуры.
  • Микеланджело Буонарроти был неимоверно талантлив. В юности из зависти учитель сломал ему нос.

Книги про Микеланджело Буонарроти список лучших

Микеланджело прожил плодотворную и долгую жизнь. Сменялись короли и понтифики, а великий художник создавал свои творения. Его наследие впечатляет: каждая скульптура — шедевр, архитектурные проекты — немыслимы для того времени, его живопись до сих пор приводит в трепет. Книги про Микеланджело Буонарроти расскажут о человеке-эпохе, чьи творения увенчали собой эпоху Возрождения.Дмитрий Мережковский. Микеланджело
В этой книге рассказывается о том, как Микеланджело Буонарроти, великий скульптор и художник, сталкивался с итальянской политикой. Всё начинается с грандиозной интриги, закрученной вокруг создания мавзолея для римского папы. Будет ли мавзолей построен?

Элен Фисель. Микеланджело Буонарроти
В рубрике «Исторические портреты» появилась книга, посвящённая жизни и творчеству Микеланджело Буонарроти. В книге рассказывается о том, насколько разносторонним был Микеланджело – он писал стихи, рисовал фрески, создавал скульптуры, работал архитектором…

Стендаль. Жизнь Микеланджело
Знаменитый французский писатель в путешествиях по Италии «выбродил» сюжет этой книги. В ней рассказывается биография Микеланджело Буонарроти: его детские и юношеские годы, становление как художника и скульптора, а также о том, с кем он дружил, а с кем – враждовал.

Ромен Роллан. Жизнь Микеланджело
В книге великого французского писателя конца 19 — начала 20 века рассказывается о жизни великого скульптора и художника эпохи Возрождения – итальянца Микеланджело Буонарроти. Центральная тема книги – серьёзные внутренние противоречия Микеланджело.

Джулия Бьянки. Демоны Микеланджело
Портреты гениев далеко не всё говорят об их жизни, и Микеланджело Буонарроти лишь подтверждает это правило. В этой книге действие разворачивается в ту пору, когда Микеланджело был молодым, и боролся как с внешним злом, так и с собственными демонами…

Семён Брилиант. Микеланджело Буонарроти. Его жизнь и художественная деятельность
В этой книге рассказывается биография Микеланджело Буонарроти. Этот человек прожил долгую жизнь, был одновременно и предшественником, и преемником Рафаэля Санти. Кроме живописи, Микеланджело преуспел как скульптор, а также занимался написанием стихов – сонетов.

С. Бриллиант, М.М. Филиппов. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт
В эту книгу-сборник вошли биографии великих творцов эпохи Возрождения – живописцев да Винчи, Рафаэля и Рембрандта, а также живописца и скульптора Микеланджело Буонарроти. В книге упоминается о том, что между Микеланджело и Рафаэлем были натянутые отношения.

Александр Махов. Микеланджело (серия «Жизнь замечательных людей»)
В этой книге подробно рассказано о жизни и творчестве великого творца эпохи Возрождения – Микеланджело Буонарроти. Он широко известен как художник, ещё более широко – как скульптор, создавший знаменитого Давида. Кроме того, в книге есть перевод его стихов.

Коллектив авторов. Великие мастера: Микеланджело
В этой книге рассказывается о творчестве Микеланджело Буонарроти. Великий мастер эпохи возрождения прославился как поэт, живописец, архитектор и скульптор. Как ему удавалось гармонично сочетать порывы чувств и глубину мысли? Ответы – в книге.

Ал. Алтаев. Микеланджело
Эта книга рассчитана на детей и юношей. Здесь увлекательно описана биография великого мастера эпохи Возрождения – Микеланджело Буонарроти. Читатели узнают о том, как Микеланджело стал великим мастером, о его работе над такими шедеврами, как Давид и Сикстинская капелла.

Юрий Астахов. Микеланджело
Микеланджело Буонарроти – гениальный скульптор, поэт, живописец и архитектор эпохи Возрождения. Он был человеком с бескомпромиссным характером, нажил немало врагов, часто ссорился с другими великими людьми, и впускал в своё сердце искусство и только искусство.

Ирвинг Стоун. Микеланджело
Легко ли быть гением? Была ли жизнь долгая жизнь Микеланджело Буонарроти счастливой? Американский писатель И. Стоун рассказывает в своей книге о том, что великий живописец, архитектор, скульптор и поэт познал в жизни не только радости, но и горести…

Джой Чао. Микеланджело
Эпоха Возрождения ассоциируется с великими творцами, такими, как Микеланджело Буонарроти. Не только искусством живописи, скульпторским и архитектурным мастерством прославился Микеланджело. Он также был поэтом и мыслителем-вольнодумцем…

М.Т. Кузьмина. Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти прожил долгую жизнь, но был холостяком и не имел детей. Друзей у него практически не было – причиной тому был слишком непростой характер. Зато врагов у Микеланджело было предостаточно, и их козни изрядно портили гению жизнь…

Антонио Форчеллино. Микеланджело. Беспокойная жизнь
Как Микеланджело Буонарроти создал Давида и другие скульптуры? Как великий мастер создавал фрески? Каковы его взгляды на политику и религию, как эти взгляды формировались и менялись? В этой книге читатель найдёт ответы на эти и некоторые другие вопросы.

Роландо Кристофанелли. Дневник Микеланджело неистового
О Микеланджело Буонарроти, великом творце эпохи Возрождения, написано немало книг, где подробно рассказано о жизни и творчестве гения, о его приятелях и недругах. Эта книга необычна тем, что представляет собой дневник, написанный самим Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти. Лирика
Микеланджело Буонарроти всем известен как автор скульптуры Давида и фрески «Сикстинская капелла». Однако не все знают о том, что великий творец эпохи Возрождения был поэтом. Автор этой книги – сам Микеланджело, он знакомит нас со своими лучшими стихами.

Алексей Клиентов. Микеланджело
Микеланджело Буонарроти – великий мастер Возрождения. Этот вольнолюбивый гений умудрялся ссориться со многими людьми. Весьма напряжёнными были его отношения с Рафаэлем Санти, и не в последнюю очередь из-за того, что эти два гения были антиподами…

Бруно Нардини. Встреча с Микеланджело
Микеланджело Буонарроти – гениальный творец Возрождения. Он известен не только своими шедеврами, но и очень крутым характером. Бескомпромиссность, готовность сказать «правду-матку», даже если это обернётся ссорой, роднит Микеланджело с мольеровским Альцестом.

Карел Шульц. Камень и боль (в 2 томах)
Мы отлично знаем о шедеврах, созданных великим творцом Микеланджело Буонарроти в расцвете сил. Но полезно узнать и о том, как начинался путь к мастерству. В книге рассказывается о молодости Микеланджело, о его ранних творениях и людях из его окружения.

Коллектив авторов. Титан (Микеланджело). Драматическая композиция
Великие люди всегда притягивали внимание биографов. Микеланджело Буонарроти – не исключение. В этой книге собраны рисунки Микеланджело, его наброски, фрагменты его творений, письма и стихи, а также воспоминания современников об этом великом творце.

С. Королёва. Микеланджело
Микеланджело Буонарроти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он создал много шедевров, как поэтических, так и художественных и скульптурных. Скульптуры – отдельная тема: именно Микеланджело ввёл моду на художественную скульптуру.

Вера Дажина. Микеланджело. Рисунок в его творчестве
Какова роль рисунка в творчестве Микеланджело Буонарроти? Можно уверенно сказать: эта роль была ключевой. Прежде чем изваять статую или создать картину-фреску, великий творец сначала делал рисунок-набросок. Среди таких рисунков – архитектурные проекты.

Евсей Ротенберг. Микеланджело
В эпоху Возрождения Италия подарила миру плеяду великих мастеров. Среди них видное место занимает Микеланджело Буонарроти. Его характер был весьма сложен и бескомпромиссен. Ради искусства Микеланджело пожертвовал многим, в том числе семейной жизнью.

Ирен Стеллингверфф. Я работала с Микеланджело
Сюжет этой книги – классика жанра «машина времени». Современная школьница неожиданно переносится в прошлое, а точнее – в Италию, во времена эпохи Возрождения. Героиня знакомится с великим творцом – скульптором и художником Микеланджело Буонарроти…

5 329

краткая биография, факты, личная жизнь

Краткая биография

Микеланджело – выдающийся итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт, одна из ярчайших фигур эпохи Возрождения, чье многогранное творчество повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры.

6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Несмотря на знатность, дававшую основания входить в число городской верхушки, семья не была зажиточной. Поэтому, когда мать умерла, многодетному отцу пришлось отдать 6-летнего Микеланджело на воспитание его кормилице в деревню. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.

Видя ярко выраженные наклонности сына, Лодовико в 1488 г. отдал его в обучение художнику Доменико Гирландайо, в мастерской которого Микеланджело провел год. Затем он становится учеником знаменитого скульптора Бертольдо ди Джованни, школе которого покровительствовал Лоренцо де Медичи, в то время являвшийся фактическим правителем Флоренции. Спустя какое-то время он сам замечает талантливого подростка и приглашает его во дворец, знакомит с дворцовыми коллекциями. При дворе покровителя Микеланджело находится с 1490 г. до его смерти в 1492 г., после чего уезжает домой.

В июне 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим: туда, купив понравившуюся скульптуру, его вызывает кардинал Рафаэль Риарио. С этого времени биография великого художника связана с частыми переездами из Флоренции в Рим и обратно. Ранние творения уже обнаруживают черты, которые будут отличать творческую манеру Микеланджело: восхищение красотой человеческого тела, пластическую мощь, монументальность, драматичность художественных образов.

На протяжении 1501-1504 гг., вернувшись в 1501 г. во Флоренцию, он работал над прославленной статуей Давида, которую почтенная комиссия постановила установить на главной городской площади. С 1505 г. Микеланджело снова в Риме, куда его призывает папа Юлий II для работы над грандиозным проектом – созданием его роскошного надгробия, которое, по их совместному замыслу, должно было окружать множество статуй. Работы над ним осуществлялись с перерывами и были закончены лишь в 1545 г. В 1508 г. выполняет еще одну просьбу Юлия II – приступает к росписи фресками свода в Сикстинской капелле Ватикана и заканчивает это грандиозное живописное произведение, работая с перерывами, в 1512 г.

Период с 1515 по 1520 гг. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» – службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. С 20-х гг. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» – снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене; над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 г. занимает должность главного архитектора собора св. Петра. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». На протяжении последних 30 лет жизни художника акцент в его творчестве постепенно смещался к архитектуре и поэзии. Глубокие, пронизанные трагизмом, посвященные вечным темам любви, одиночества, счастья мадригалы, сонеты и другие стихотворные сочинения были высоко оценены современниками. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623).

18 февраля 1564 г. великий представитель эпохи Возрождения скончался. Его тело перевезли из Рима во Флоренцию и похоронили в церкви Санта-Кроче с огромными почестями.

Биография из Википедии

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» . Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела .

Жизнь и творчество

Копия записи о рождении Микеланджело

Детские годы

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (итал. Lodovico (Ludovico) di Leonardo Buonarroti Simoni) (1444—1534), который в то время был 169-м Подеста. В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти—Симони были мелкими банкирами Флоренции, но Лодовико не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности. Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносскою, хотя не нашлось достаточных документальных данных для подтверждения этого. Асканио Кондиви утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая аристократическое происхождение рода в своих письмах к племяннику Леонардо. Уильям Уоллес писал:

«До Микеланджело очень мало художников претендовали на такое происхождение. Художники не имели не только гербов, но и настоящих фамилий. Их называли в честь отца, профессии или города, и среди них такие известные современники Микеланджело как Леонардо да Винчи и Джорджоне»

Согласно записи Лодовико, который хранится в музее «Каза Буонарроти» (Флоренция), Микеланджело родился « (…) в понедельник утром, в 4 или 5:00 до рассвета». В этом реестре также указано, что крестины состоялись 8 марта в церкви Сан Джованни ди Капрезе, и перечислены крестные родители:

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сиена (итал. Francesca di Neri del Miniato di Siena), рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями. Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари сам Микеланджело потом говорил:

«Если есть что хорошее в моём даровании, то это от того, что я родился в разрежённом воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлёк из молока моей кормилицы».
«Граф Каносский»
(Рисунок Микеланджело)

Микеланджело был вторым сыном Лодовико. Фриц Эрпели приводит года рождения его братьев Лионардо (итал. Lionardo) — 1473, Буонаррото (итал. Buonarroto) — 1477, Джовансимоне (итал. Giovansimone) — 1479 и Джизмондо (итал. Gismondo) — 1481. В тот же год умерла мать, а 1485 года, через четыре года после её смерти, Лодовико женился во второй раз. Мачехой Микеланджело стала Лукреция Убальдини. Вскоре Микеланджело отдали в школу Франческо Галатеа да Урбино (итал. Francesco Galatea da Urbino) во Флоренции, где юноша не проявлял особого наклона к учёбе и предпочитал общение с художниками и перерисовки церковных икон и фресок.

Юность. Первые произведения

Чезаре Дзоччи. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна» (утрачена)

В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников как Джотто и Мазаччо, уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).

Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.

В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496—1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора. Приблизительно в 1503—1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1516—1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту.

В 1520—1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Смерть и погребение

За несколько дней до смерти Микеланджело в Рим прибыл его племянник, Леонардо, которому 15 февраля по просьбе Микеланджело написал письмо Федерико Донати.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия. Свидетелями его смерти были Томмазо Кавальери, Даниеле да Вольтерра, Диомеде Леоне, врачи Федерико Донати и Герардо Фиделиссими, а также слуга Антонио Францезе. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра . 20 февраля 1564 года тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.

В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года в францисканской церкви Санта-Кроче, недалеко от могилы Макиавелли.

Произведения

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

— Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.

Известные работы

  • Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор Святого Петра.
  • Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
  • Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия художеств.
  • Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
  • Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
    • Сотворение Адама
  • Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
  • Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  • Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Капелла Медичи 1520—1534.
  • Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
  • Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
  • Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
  • Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
  • Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  • Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
  • Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  • Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело — композиции из двух всадников на пантерах.

Поэтическое творчество

Сонет Микеланджело с карикатурой

Поэзия Микеланджело считается одним из ярчайших образцов эпохи Возрождения. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы — мадригал и сонет. По Р. Роллану, Микеланджело начал писать стихи ещё в детстве, однако, их осталось не так много, поскольку в 1518 г., он сжег большинство своих ранних стихов, а ещё часть уничтожил уже позже, перед смертью.

Отдельные его стихи были опубликованы в работах Бенедетто Варки (итал. Benedetto Varchi), Донато Джаннотто (итал. Donato Giannotti), Джорджо Вазари и других. Луиджи Риччи и Джаннотто предложили ему отобрать лучшие стихи для публикации. В 1545 году Джаннотто взялся за подготовку первого сборника Микеланджело, однако, дело дальше не пошло — 1546 года умер Луиджи, а 1547 года — Виттория. Микеланджело решил отказаться от этой идеи, считая её тщеславием.

Виттория и Микеланджело у «Моисея», картина XIX века

Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). Это издание было неполным, и содержало определённые неточности. В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Chesare Guasti издал первое точное издание стихов художника, которое, однако, не было хронологическим. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей, и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной.

Исследованием поэтического творчества Микеланджело занимался, в частности, немецкий писатель Вильгельм Ланг, защитивший на данную тему диссертацию, опубликованную в 1861 году.

Использование в музыке

Ещё при его жизни часть стихотворений была положена на музыку. Среди самых известных композиторов-современников Микеланджело — Якоб Аркадельт («Deh dimm” Amor se l’alma» и «Io dico che fra voi») , Бартоломео Тромбончино, Констанца Феста (утраченный мадригал на стихотворение Микеланджело ), Жан где Конс (также — Консилиум) .

Также на его слова писали музыку такие композиторы, как Рихард Штраус (цикл из пяти песен — первая на слова Микеланджело, остальные — Адольфа фон Шака, 1886), Хуго Вольф (вокальный цикл «Песни Микеланджело» 1897) и Бенджамин Бриттен (цикл песен «Семь сонетов Микеланджело», 1940 ).

31 июля 1974 года Дмитрий Шостакович написал сюиту для баса и фортепиано (опус 145). В основу сюиты легли восемь сонетов и три стихотворения художника (перевод – Абрама Эфроса) .

В 2006 году сэр Питер Максвелл Дейвис завершил работу над «Tondo di Michelangelo» (для баритона и фортепиано). В произведение вошло восемь сонетов Микеланджело. Премьера состоялась 18 октября 2007 года.

В 2010 году австрийский композитор Мэтью Дьюи написал произведение «Il tempo passa: music to Michelangelo» (для баритона, альта и фортепиано). В нём используется современный перевод стихов Микеланджело на английский язык. Мировая премьера произведения состоялась 16 января 2011 года.

Внешность

Гравюра с портретом Микеланджело (Кондиви)

Существует несколько портретов Микеланджело. Среди них — Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1520), Джулиано Буджардини, Якопино дель Конте (1544—1545 г., Галерея Уффици), Марчелло Венусти (музей в Капитолии), Франциско д’Оланда (1538—1539 г.), Джулио Бонасоне (1546) и другие. Также его изображение было в биографии Кондиви, которая вышла в 1553 году, а в 1561 году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением.

Описывая внешность Микеланджело, Ромен Роллан избрал за основу портреты Конте и д’Оланда:

Бюст Микеланджело
(Даниеле да Вольтерра, 1564)

«Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах и мускулистый (…). Голова у него была круглая, лоб квадратный, изрезанный морщинами, с сильно выраженными надбровными дугами. Черные, довольно редкие волосы, слегка кучерявились. Небольшие светло-карие глаза, цвет которых постоянно менялся, усеянные желтыми и голубыми крапинками (…). Широкий прямой нос с небольшой горбинкой (…). Тонко очерченные губы, нижняя губа немного выпирает. Жиденькие бакенбарды, и раздвоенная негустая бородка фавна (…) скуластое лицо со впалыми щеками.»

Тем не менее, в кинематографе предпочитали изображать его более привлекательным, чем он был в действительности.

Микеланджело не оставил после себя ни одного задокументированного автопортрета, однако, ряд его работ исследователями считается возможные изображения художника. Среди них – «Святой Прокл Болонский», голова Олоферна во фреске «Юдифь и Олоферн» на потолке Сикстинской капеллы, проигравший в скульптурной группе «Дух победы», лицо на снятой коже Святого Варфоломея (фреска «Страшный суд» ), Святой Никодим в «Пьете II».

Считается также, что он изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа», хотя это утверждение не является однозначным. После смерти Микеланджело, Даниеле да Вольтерра сделал посмертную маску скульптора и его бюст.

Духовные искания и личная жизнь

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело.Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение “синьор” на “синьора” перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Сонет № 60

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.

Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.

Микеланджело

Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».

Исследователи писали по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования».

Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо д’Олланда.

Оценка

Микеланджело при жизни считался крупнейшим мастером. Сейчас его относят к числу величайших мастеров за историю человечества. Значительное число его скульптур, картин и произведений архитектуры являются самыми знаменитыми в мире. Самая известная его работа — статуя Давида.

В кино

  • «Агония и Экстаз» / The Agony and the Ecstasy — реж. Кэрол Рид, (США-Великобритания, 1965)
  • Спектакль Г. Мацкявичюса “Преодоление”
  • Документальный фильм “Michelangelo Superstar” (Микеланджело суперзвезда)

Полное собрание сочинений Микеланджело – Микеланджело Буонарроти

«Божественный» скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер, Микеланджело Буонарроти оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства, создав шедевры, которые считаются одними из самых известных из существующих. Новаторская серия «Masters of Art» от Delphi представляет первые в мире книги о цифровом искусстве, позволяющие читателям в цифровом формате изучать работы величайших художников мира во всех деталях. В этом томе представлено полное собрание сочинений Микеланджело с краткими вступлениями, сотнями высококачественных изображений и обычным бонусным материалом Delphi.(Версия 1)

* Полное собрание картин Микеланджело – более 400 изображений, полностью индексированных и расположенных в хронологическом и алфавитном порядке
* Включает репродукции редких работ
* Полные потолочные и настенные фрески Сикстинской капеллы, полностью проиндексированные
* Проницательность вводные, дающие ценную контекстную информацию обо всех картинах и скульптурах
* Увеличенные изображения «в деталях», позволяющие детально изучить знаменитые работы Микеланджело, представленные в традиционных книгах по искусству
* Сотни изображений потрясающих цветов – настоятельно рекомендуется для просмотра на планшеты и смартфоны или как ценный справочный инструмент для более обычных электронных книг
* Редкие атрибутированные работы
* Также включает архитектурные, поэтические и рисованные работы Микеланджело
* Легко находите работы, которые вы хотите просмотреть
* Содержит три бонусные биографии, включая легендарную Вазари работа – откройте для себя творческую и личную жизнь Микеланджело
* Scho Распределение пластинок в хронологическом порядке и по литературным жанрам

Посетите сайт www.delphiclassics.com, чтобы просмотреть наш ассортимент увлекательных книг по электронному искусству. АНТОНИЙ
МАДОННА И РЕБЕНОК СВ. JOHN AND ANGELS
ENTOMBMENT
DONI TONDO: THE HOLY FAMILY
THE BATTLE OF CASCINA
SISTINE CHAPEL CEILING
СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ SISTINE CHAPEL CEILING «ПОДРОБНЕЕ» И ИЗОБРАЖЕНИЙ
CON
LAST JUDGERS
РАСПЯТИЕ СВ.ПЕТР

Скульптуры
МАДОННА ЛЕСТНИЦЫ
БИТВА КЕНТАВРОВ
РАСПЯТИЯ
СТАТУИ ДЛЯ «ARCA DI SAN DOMENICO»
BACCHUS
PIETOM
DAVID
MADESIT 9000 BRADI
MADESI МЭТЬЮ
ГРОБНИЦА ПОПА ДЖУЛИУСА II
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РАБ
Умирающий раб
ДРУГИЕ РАБ-СТАТУИ
ГЕНИЙ ПОБЕДЫ
ГРОБНИЦА ДЖУЛИАНО ДЕ ‘МЕДИЧИ
ГРОБНИЦА ДЖУЛИАНО ДЕ’ МЕДИЧИ
ТОМБА ЛОРЕНЗОЛА
000 ДЕЛОЛ АПЧАЙН
000 ДАЙЛЛ АПЧАЙН
000 ДАЙВОР
000 ДЕЛО АПЧАЙН
000 FLORENTINE PIETÀ
RONDANINI PIETÀ
ПРИНАДЛЕЖИТЕЛЬНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

Архитектура
СПИСОК АРХИТЕКТУРНЫХ РАБОТ

Рисунки
СПИСОК ЧЕРТЕЖЕЙ

Поэзия
ЭССЕ
МИКЭЛАР
ПОЭЗИЯ ПОЭЗИИ МИКЭЛАР
НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ МИКЭЛАР
ПОЭЗИЯ МИКЭЛАР
ЖИЗНЬ МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ, автор Джорджо Вазари
МИКЕЛАНЖЕЛО, автор Ромен Роллан
ЖИЗНЬ МИКЕЛАНЖЕЛО БУОНАРРОТИ, автор Джон Аддингтон Симондс

Пожалуйста, посетите www.delphiclassics.com, чтобы просмотреть наш ассортимент захватывающих названий

Полное собрание сочинений Фрэнка Цёлльнера

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью

    Жанры

    • Искусство
    • Бизнес
    • Детская
    • Христиан
    • Классика
    • Комиксы
    • Поваренные книги
    • Электронные книги
    • Фэнтези
    • Художественная литература
    • Графические романы
    • Историческая фантастика
    • История Ужасов
    • Тайна
    • Документальная
    • Поэзия
    • Психология
    • Романтика
    • Наука
    • Научная фантастика
    • Самопомощь
    • Спорт
    • Триллер
    • Путешествия
    • Молодежь
    • 102
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Спросите автора
    • Войти
    • Присоединиться
    Зарегистрироваться
    • 9010 Профиль 9010
    • Друзья
    • Группы
    • Обсуждения
    • Комментарии
    • Задание по чтению
    • Kindle Заметки и основные моменты
    • Цитаты
    • Любимые жанры
    • Рекомендации друзей
    • Настройки учетной записи
    • Помощь
    • Выйти
    • Дом
      • Мои книги
      • Обзор ▾
        • Рекомендации
        • Награды Choice Awards
        • Жанры
        • Подарки
        • Новые выпуски
        • Списки
        • Изучите
        • Новости и интервью

        Жанры

        • Бизнес Искусство

          • 81
          • Детская
          • Христиан
          • Классика
          • Комиксы
          • Поваренные книги
          • Электронные книги
          • Фэнтези
          • Художественная литература
          • Графические романы
          • Историческая фантастика
          • История
          00
        00 Архитектура Уильяма Э.Уоллес
        • Домой
        • Мои книги
        • Обзор ▾
          • Рекомендации
          • Награды «Выбор»
          • Жанры
          • Подарки
          • Новые выпуски
          • Списки
          • Изучить
          • Новости и интервью

        • Новости и интервью

      • 3
      • Бизнес
      • Детская
      • Христиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • Ужасы
      • Тайна
      • Документальная литература
      • Поэзия
      • Психология
      • Романтика
      • Наука
      • Научная фантастика
      • Самопомощь
      • Спорт
      • Триллер
      • Путешествия
      • Молодежь
      • 102
      • Сообщество ▾
        • Группы
        • Обсуждения
        • Цитаты
        • Спросите автора

      Все, что вам нужно знать о Пьете

      Микеланджело Буонарроти

      Пьета Микеланджело – , одна из самых красивых скульптур в истории искусства, и одно из самых представительных произведений идеала эпохи Возрождения.

      Это одно из самых важных произведений флорентийского художника, когда-либо созданных флорентийским художником, возможно, сопоставимое по своему значению только со статуей Давида, Сотворением Адама (самая известная фреска в Сикстинской капелле), Тондо Дони и другой Пьета. , Ронданини Пьета, незаконченная, представляет собой духовное и творческое завещание Микеланджело.

      Пьета была завершена, когда Микеланджело был очень молод. : существуют разные теории относительно точной даты ее завершения, но ему было либо 25, либо 26 лет.

      Микеланджело родился в 1475 году в Капрезе, недалеко от Ареццо, но переехал во Флоренцию со своей семьей в очень молодом возрасте. Здесь, в возрасте 13 лет , он поступил в ученики к известному художнику Гирландайо , а позже посещал монастырь Сан-Марко, своего рода академию искусств, финансируемую Лоренцо де Медичи. Когда Медичи были свергнуты и заменены республикой Джироламо Савонаролы, Микеланджело покинул Флоренцию, переехав в Венецию, а затем на короткое время в Болонью. Вернувшись в Тоскану в 1495 году, в следующем году он отправился в Рим.

      МИКЕЛАНДЖЕЛО В РИМЕ

      История о том, как Микеланджело приехал в Рим и продолжил лепить Пьета, которая сейчас выставлена ​​в базилике Святого Петра, совершенно невероятна.

      Что мы знаем с уверенностью, так это то, что, находясь во Флоренции в 1495 году, он работал над небольшой статуей спящего Купидона . Купец Бальдассарре дель Миланезе продал эту статую, выдав ее за образец греческой старины, могущественному кардиналу Раффаэле Риарио, который проживал в Риме, но был родом из Лигурии.

      Неясно, знал ли Микеланджело об этой схеме. По некоторым данным, этот обман против кардинала организовал новый покровитель Микеланджело, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. На самом деле это была скорее шутка, чем настоящая афера, в духе того самого флорентийского Бурла, или розыгрыш : Лоренцо, известный как Простолюдин, хотел показать, что ни один предполагаемый искусствовед не смог бы отличить это Амур с оригинала классического периода.Согласно этой версии событий, Микеланджело сыграл активную роль в придании статуе античного вида: он хотел проявить себя достойным великих деятелей Древней Греции.

      Новости об афере вызвали большой интерес в Папском городе, и Рафаэле Риарио стал посмешищем курии и римской знати.

      Раздраженный кардинал послал Якопо Галли, римского банкира и дворянина, выяснить личность скульптора Купидона: Микеланджело был доставлен в Рим , где он извинился перед Раффаэле Риарио и продолжил лепить для него Вакха.

      Скульптор поселился в одном из домов Якопо Галли. Галли – возможно, действуя как агент Микеланджело – нашел для него несколько рабочих мест, и именно через него Микеланджело получил заказ на вырезание ватиканской Пьеты .

      КОМИССИЯ СТАТУЯ ПИЕТА

      В 1497 году кардинал Жан Бильер де Лагрулас поручил Микеланджело вырезать «одетую Деву Марию в натуральную величину с Мертвым Христом на руках».

      Жан Бильер был кардиналом Санта-Сабины и французским губернатором Рима по назначению французского короля Франции Карла VIII. Он заказал статую Пьета для часовни Святой Петрониллы в Ватикане. Эта церковь принадлежала королю Франции и находилась на стороне трансепта старой базилики Святого Петра.

      Приближались празднования -летия 1500 , и многие французские паломники должны были посетить часовню: им должна была быть подарена пьета Микеланджело Буонарроти как шедевр , подаренный земляком.

      В контракте на заказ статуи Якопо Галли особо заверил кардинала, что это была бы «самая красивая работа из мрамора в Риме и что ни один другой художник сегодня не смог бы сделать ее лучше».

      Микеланджело был невероятно требователен к выбору сырья, и ему потребовалось 9 месяцев, чтобы выбрать точный блок мрамора и перевезти его из карьеров Каррары в Рим.

      Официальный контракт на создание Пьеты был подписан в августе 1498 года, и в нем оговаривалось, что скульптура будет доставлена ​​всего через год.Из квитанций неясно, соблюдал ли скульптор оговоренную дату отправки: он действительно получил платеж от управляющей компании кардинала Бильера, банка Ghinucci, в июле 1500 года, что, по-видимому, является наиболее вероятной датой завершения. Однако есть необычный платеж, сделанный самим Микеланджело некоему «Сандро Мураторе» (Сандро Кирпичный слой), который появляется в его записях только один раз, 6 -го числа августа 1499 года: он мог платить этого человека, чтобы переместить статую Пьеты на ее место в часовне св.Петронилла. Если это так, то Микеланджело соблюдал все установленные по контракту сроки. Любопытно, что в тот же день, 6 -го августа 1499 года, умер Жан Бильер.

      РАСПОЛОЖЕНИЕ В БАЗИЛИКЕ САНКТ-ПЕТРА

      Где именно находится Пьета Микеланджело в базилике Святого Петра? Его очень легко найти: он находится в первой часовне справа от нефа . Однако он был перемещен на его нынешнее место только через 250 лет после его создания.Как уже упоминалось ранее, статуя изначально размещалась внутри часовни Святой Петрониллы, французской церкви, примыкающей к трансепту старой базилики. Согласно Вазари, в его биографии Микеланджело, он был перенесен в церковь Санта-Мария-делла-Фебре, всегда в соборе Святого Петра. Он был перенесен на свое окончательное место в середине 18 века.

      АНАЛИЗ ВАТИКАНСКОГО ПИЕТА: РАЗМЕР, ФОРМА И ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ

      Пьета определяется как изображение Девы Марии, держащей умирающего Христа на руках .Это была популярная сцена в искусстве Северной Европы конца 15 века и представляла собой разновидность немецких деревянных «Веспербильдов», которые в основном были вырезаны из дерева.

      Ватиканская Пьета Микеланджело имеет высоту 174 см, ширину 195 см и глубину всего 69 см. Его небольшая глубина могла быть продиктована тем фактом, что статуя всегда предназначалась для размещения в нише.

      Скульптура пирамидальная. Несмотря на заказ на создание скульптуры в натуральную величину, при внимательном наблюдении можно увидеть, что Христос меньше Девы .Это было сделано для того, чтобы Мария могла легко держать тело своего сына, но это также интерпретировалось как напоминание о младенчестве Иисуса. Эта разница в размерах маскируется богатой драпировкой одежды Марии.

      Мрамор скульптуры настолько блестящий, что говорят, что Микеланджело потратил столько же времени на полировку своего шедевра, сколько на его лепку. Это желание придать статуе такую ​​яркость, вероятно, было связано с тем, что она контрастировала с темнотой часовни Святой Петрониллы.

      ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: ПОДПИСЬ МИКЕЛАНДЖЕЛО, МОЛОДАЯ МАРИЯ, «ЗУБ ГРЕХА»

      «Пьета» – это единственная работа Микеланджело, когда-либо подписанная под номером .Историк искусства Джорджо Вазари в своих произведениях « жизней художников», «» рассказывает интересную историю за этой подписью, которую он вырезал на поясе на груди Марии. Согласно его отчету, вскоре после ее установки некоторые посетители из Ломбардии пришли полюбоваться скульптурой и попытались опознать художника, стоящего за ней. После долгих споров они пришли к выводу, что это работа их земляка Кристофоро Солари (также называемого «миланским горбуном»). Микеланджело подслушал этот разговор и решил однажды ночью спрятаться в церкви и вырезать свое имя на статуе.

      Однако более вероятно, что Микеланджело просто следовал обычаям тосканских художников того времени; традиция, которую он позже оставил.

      Несмотря на то, что картина Pietà сразу же была хорошо принята и восхищена, она получила некоторую критику за особенно юное изображение Девы Марии , которая напоминает подростка. Это было сделано Микеланджело намеренно, как показали его биографы, и за этим стояло богословское объяснение.Нетленная Дева, непорочное зачатие, она – символ кристаллизованной юности , которая никогда не увядает; художник также черпал вдохновение в стихах Данте «Парадизо»: «О, Дева, мать, дочь твоего сына.

      У Pietà есть еще одна необычная особенность, только ее гораздо труднее обнаружить: У Христа есть дополнительный зуб , пятый резец. Это было также известно как «зуб греха», и в работах других художников эпохи Возрождения это была черта, приписываемая отрицательным персонажам.Христос из Пьеты, с другой стороны, получил дополнительный зуб, так как после своей смерти он взял на себя грехи мира .

      АТАКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ

      21 мая 1972 года австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ускользнул от охраны базилики и несколько раз ударил Пьету геологическим молотком . Он сломал Мэри левую руку и повредил ее лицо, сломав нос и выбив левое веко.Нападавший был остановлен прежде, чем он смог обрушить свой гнев на фигуру Христа. После того, как римский суд объявил его невменяемым, он был сначала помещен в итальянскую психиатрическую больницу, а затем сразу же депортирован в Австралию после освобождения.

      В Ватикане завязались долгие дебаты по поводу того, как следует реставрировать скульптуру: одна сторона настаивала на том, чтобы лицо Девы Марии оставалось изуродованным, что говорит о жестокости нашего времени; другой предложил восстановить его с видимыми швами там, где был произведен ремонт; но в конечном итоге преобладало третье предложение: интегральная реставрация , .

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *