Герхард Рихтер, мастер экспрессионизма — Блоги — Эхо Москвы, 02.09.2019

2019-09-02T14:21:00+03:00

2019-09-02T14:22:10+03:00

https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2493765-echo/

https://echo.msk.ru/files/3150551.jpg

Радиостанция «Эхо Москвы»

https://echo.msk.ru//i/logo.png

Diletant.media

https://echo.msk.ru/files/2443234.jpg

14:21 , 02 сентября 2019


Восточная Германия: учеба и побег

От огромных панно на стенах университетской столовой до витража в Кельнском соборе, от крошечных фотографий до выставок в крупнейших музеях мира – путь Герхарда Рихтера, знаменитого немецкого художника, был нелегким. Однако его успех неоспорим – он регулярно входит в топы самых дорогих художников мира, зачастую уступая лишь мастерам прошлых веков.

Герхард Рихтер родился в Восточной Германии, в Дрездене. Рос он в городке Райхенау, где закончил школу и начал изучать искусство. Его не приняли в Высшую школу изобразительных искусств Дрездена из-за «слишком буржуазного происхождения», но позже взяли в Академию искусств. Рихтеру довелось учиться у известных художников того времени. Его выпускной работой фреска под названием «Тайная Вечеря с Пикассо», которой разместили в столовой Дрезденской академии. В те годы Рихтер создал несколько фресок – ни одна из них не сохранилась полностью. Уничтожены были и портреты его кисти.

«Рот», Герхард Рихтер, 1963

Ранние работы Рихтера пропали не случайно: в 1961 Рихтер вместе со своей женой Марианной бежал в Западную Германию. Забрать с собой полотна ему не удалось, некоторые он даже специально сжег перед побегом. Фрески его были закрашены – бежавшие художники были не в чести в Восточной Германии. По сей день в некоторых альбомах ранние работы Рихтера специально не упоминаются.

Западная Германия: первые выставки

На западе дела Рихтера пошли в гору.  Он продолжил обучение в Дюссельдорфе, а затем и вовсе получил место преподавателя сначала в Художественной академии Гамбурга, а после и Дюссельдорфа. В его окружении были самые талантливые и известные люди того времени. Вместе с Уве Джонсоном, Генрихом Беллем, Петером Хандке и другими известными художниками и писателями Рихтер вступился коллегу за Йозефа Бойса, которому в тот момент запретили преподавать в академии. 

«Абстрактное полотно», Герхард Рихтер, 1987 год

Вместе со знаменитым художником Зигмаром Польке он устроил перфоманс, который иронично окрестил «Демонстрацией за капиталистический реализм». Художники сидели в мебельном отделе одного из местных магазинов, спиной к телевизору, где показывали новости. Несмотря на то, что перфоманс был анонсирован, многие посетители магазина не подозревали, что попали на представление. В то же время Рихтер увлекся экспериментами в стиле поп-арта. Он накладывал на дорожные знаки и рекламу типичные для этого направления шрифты. В то же время художник начал увлекаться фотографией как особым видом искусства: он не только непосредственно фотографировал, но и создавал картины, которые можно было отнести также и к фотореализму.

От поп-арта до абстракционизма

Первый большой успех пришел к Рихтеру в 1967, когда его отметили премией «Молодые таланты Запада». За этим последовала серия небольших выставок, но год за годом известность художника росла. Его работы появлялись не только в известных немецких, но и зарубежных музеях. Например, популярность пользовалась серия работ «Серое – несколько плоских однотонных прямоугольников. Позже он начал экспериментировать и с цветными изображениями, часть из которых легла в основу группы работ «Абстрактная живопись». В 1972 художник добился настоящего успеха: Рихтер представлял Германию на Биеннале в Венеции. Для выставки была отобрана его серия «48 портретов», на которых были изображены известные люди и совершенно разных областей: ученые Фредерик Жолио-Кюри и Альберт Эйнштейн, писатели Райнер Мария Рильке и Оскар Уайльд, музыканты Игорь Стравинский и Петр Чайковский и многие другие. Это был первый случай в истории, когда целый павильон был отведен под работы одного художника.
Продолжение читайте на сайте Diletant.media.
Читайте также:
Римская империя и её армия: история преторианской гвардии
Владимир Муханкин по кличке «Экспресс-Чикатило»
Что, если бы адмирал Нахимов не погиб
Продаётся остров: кто и когда покупал целые государства?

биография, творчество, выставки :: SYL.ru

Герхард Рихтер – художник современной немецкой школы живописи. Он работает на стыке фотографического и изобразительного искусств, создавая работы, далекие от традиционного представления о художественных картинах. Его произведения продаются за миллионы евро, а сам автор является одним из наиболее успешных модернистов мира.

Герхард Рихтер: биография

Родился художник 09.02.1932 в Дрездене (Германия). Детство его прошло в сельской местности, где отец работал учителем. Семье удалось пережить непростой военный период, и в 1948 году повзрослевший Герхард поступил в ремесленную школу города Циттау.

Герхард Рихтер всерьез увлекся изобразительным искусством. С 1952 года он обучался в Дрездене по специальности «художник», однако его творческие идеи в ГДР не одобрялись. Работы Герхарда называли «слишком буржуазными». По этой причине он бежал в западный Берлин в 1961 году, за несколько месяцев до строительства печально известной стены. Попросив политического убежища, Рихтер переехал в Дюссельдорф (ФРГ) и продолжил обучение в местной Академии искусств.

Первые шаги

Еще будучи учеником Дрезденской художественной школы, Рихтер искал новые формы изображения действительности. Они были далеки от соцреализма, культивировавшегося в Восточной Германии, и не находили признания со стороны более взрослых коллег.

В рамках дипломного проекта он участвовал в росписи стен своей альма-матер и некоторых помещений городского музея Дрездена. Также им был написан ряд портретов. Об этом жизненном этапе не любит вспоминать Герхард Рихтер. Картины того периода почти не сохранились. Власти уничтожили их, заклеймив автора «предателем».

Свобода

Оказалось, именно свободы творчества не хватало молодому автору, чтобы проявить «необузданную индивидуальность». Оказавшись в Западной, «капиталистической» Германии, Герхард Рихтер – художник, скульптор, фотограф – начал эксперименты с визуализацией дорожных знаков и рекламных работ в духе поп-арта. Его попутчиками по поиску нового стиля в искусстве стали Конрад Фишер-Лойг и Зигмар Польке.

Наигравшись с трендовым поп-артом и набравшись опыта, Герхард сосредоточился на поиске себя как аутентичного художника. Его работы представляли нечто среднее между живописью, графикой и фотографией. Впрочем, не многие тогда знали, кто такой Герхард Рихтер. Выставка 1963 года прошла незаметно, но спустя 4 года автор получил премию «Молодое дарование Запада», во многом благодаря картине «Эма» (1966).

Абстрактные 70-е

В 70-е поиски нового продолжились. Герхард Рихтер начал эксперименты с воздействием цвета на зрителя, обратившись к традициям абстракционистов. Был создан цикл картин под общим названием «Серое». Это были полотна с различными оттенками серого цвета, ставшего для художника любимым.

В цикле картин «Цвета» эксперименты продолжились: к серому цвету как основе Рихтер стал примешивать цветную палитру. В итоге им было получено свыше 4000 тонов, которые легли в основу серии полотен «Абстрактная живопись». В 1972-м Герхард стал триумфатором Венецианской биеннале, а спустя год прошла первая выставка в США.

Признание

К концу 70-х ценители искусства уже хорошо знали, кто такой Герхард Рихтер. Картины с его подписью выставляются в лучших галереях Европы, их покупают коллекционеры и музеи. Впрочем, сам художник настороженно относится к славе, он представляет рабочий процесс как активное действие, ментальный поиск «реальностей сегодняшнего дня».

В 1981 году он становится лауреатом премии им. Арнольда Боде, в 1985 году – премии Оскара Кокошки. В 2002 году Нью-Йорк стал центром ретроспективы «Творчество за сорок лет». На выставке экспонировалось 188 работ – по масштабам Музея современного искусства, это рекордное число картин.

Природная скромность

Хотя это имя (Герхард Рихтер) и ассоциируется с самыми популярными и дорогими картинами на рынке современного искусства, как человека его мало кто знает по-настоящему. Он живет в тиши спокойного квартала Кельна и не любит давать интервью, объяснять свои картины и показываться на публике.

Когда приходится выступать, делает он это с явной неохотой, что принесло художнику славу зазнавшегося грубияна. Это не так. Рихтер просто не любит публично выступать, да и вообще говорить. В одном из немногих данных им интервью он сказал: «Мои картины умнее меня, пусть они говорят сами за себя».

Личная жизнь

Семейные отношения оказались столь же непостоянными, как и творческая карьера. Генрих Рихтер трижды был женат. Брак с первой супругой Марианной был заключен в 1957 году, она родила дочь. Второй женой стала скульптор Иза Генцкен (1982). В 1995 году уже состоявшийся художник женился третий раз на Сабине Моритц. От этого брака родились сын и дочь.

Связь с Родиной

В творческом наследии этого художника Дрезден занимает особое, почетное место. Еще в 2006 году Герхард завещал свой архив государственным музеям Саксонии. В дополнение к двум залам в «Галерее новых мастеров», полностью отведенным под работы Рихтера, архив располагает полным собранием книг, каталогов, статей и рецензий, а также неопубликованных материалов художника. Это уникальное хранилище имеет право совместно с другими музеями организовывать выставки работ немецкого мастера.

Сегодня Герхард Рихтер – это… понятие. Искусствоведы дружно поклоняются его картинам, ценители искусства готовы платить за его работы миллионы, а молодые художники завидуют и его богатству, и тому перфекционизму, с которым он подходит к своему делу.

«Атлас»

Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» – это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.

На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», – так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.

Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.

«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим – понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.

Герхард Рихтер, мастер экспрессионизма

Восточная Германия: учеба и побег

От огромных панно на стенах университетской столовой до витража в Кельнском соборе, от крошечных фотографий до выставок в крупнейших музеях мира — путь Герхарда Рихтера, знаменитого немецкого художника, был нелегким. Однако его успех неоспорим — он регулярно входит в топы самых дорогих художников мира, зачастую уступая лишь мастерам прошлых веков.

Герхард Рихтер родился в Восточной Германии, в Дрездене. Рос он в городке Райхенау, где закончил школу и начал изучать искусство. Его не приняли в Высшую школу изобразительных искусств Дрездена из-за «слишком буржуазного происхождения», но позже взяли в Академию искусств. Рихтеру довелось учиться у известных художников того времени. Его выпускной работой фреска под названием «Тайная Вечеря с Пикассо», которой разместили в столовой Дрезденской академии. В те годы Рихтер создал несколько фресок — ни одна из них не сохранилась полностью. Уничтожены были и портреты его кисти.

«Рот», Герхард Рихтер, 1963 год. (gerhard-richter.com)

Ранние работы Рихтера пропали не случайно: в 1961 Рихтер вместе со своей женой Марианной бежал в Западную Германию. Забрать с собой полотна ему не удалось, некоторые он даже специально сжег перед побегом. Фрески его были закрашены — бежавшие художники были не в чести в Восточной Германии. По сей день в некоторых альбомах ранние работы Рихтера специально не упоминаются.

Западная Германия: первые выставки

На западе дела Рихтера пошли в гору. Он продолжил обучение в Дюссельдорфе, а затем и вовсе получил место преподавателя сначала в Художественной академии Гамбурга, а после и Дюссельдорфа. В его окружении были самые талантливые и известные люди того времени. Вместе с Уве Джонсоном, Генрихом Беллем, Петером Хандке и другими известными художниками и писателями Рихтер вступился коллегу за Йозефа Бойса, которому в тот момент запретили преподавать в академии.

«Абстрактное полотно», Герхард Рихтер, 1987 год. (gerhard-richter.com)

Вместе со знаменитым художником Зигмаром Польке он устроил перфоманс, который иронично окрестил «Демонстрацией за капиталистический реализм». Художники сидели в мебельном отделе одного из местных магазинов, спиной к телевизору, где показывали новости. Несмотря на то, что перфоманс был анонсирован, многие посетители магазина не подозревали, что попали на представление. В то же время Рихтер увлекся экспериментами в стиле поп-арта. Он накладывал на дорожные знаки и рекламу типичные для этого направления шрифты. В то же время художник начал увлекаться фотографией как особым видом искусства: он не только непосредственно фотографировал, но и создавал картины, которые можно было отнести также и к фотореализму.

От поп-арта до абстракционизма

Первый большой успех пришел к Рихтеру в 1967, когда его отметили премией «Молодые таланты Запада». За этим последовала серия небольших выставок, но год за годом известность художника росла. Его работы появлялись не только в известных немецких, но и зарубежных музеях. Например, популярность пользовалась серия работ «Серое — несколько плоских однотонных прямоугольников. Позже он начал экспериментировать и с цветными изображениями, часть из которых легла в основу группы работ «Абстрактная живопись».

«Тигр», Герхард Рихтер, 1965 год. (gerhard-richter.com)

В 1972 художник добился настоящего успеха: Рихтер представлял Германию на Биеннале в Венеции. Для выставки была отобрана его серия «48 портретов», на которых были изображены известные люди и совершенно разных областей: ученые Фредерик Жолио-Кюри и Альберт Эйнштейн, писатели Райнер Мария Рильке и Оскар Уайльд, музыканты Игорь Стравинский и Петр Чайковский и многие другие. Это был первый случай в истории, когда целый павильон был отведен под работы одного художника.

Выставка в США

В 80-е Рихтер стал одним из самых успешных художников своего поколения. Он получил престижные премии Арнольда Воде и Оскара Кокошки. Тогда же он создал серию картин «Свечи», которые поклонники музыки наверняка знают благодаря альбому группы Sonic Youth. Именно эта работа некоторое время спустя стала самой дорогой из всего творчества Рихтера.

В 90-е годы слава Рихтера продолжала расти. В 1993—1994 ему была посвящена огромная ретроспектива, которая была выставлена в Париже, Бонне, Стокгольме и Мадриде. В 2002 году художник праздновал свое 70-летие, и в честь этого Музей МОМА в Нью-Йорке организовал выставку с ретроспективной работ Рихтера. Она включала в себя 188 картин и фотографий — такой огромной выставки не было ни у одного художника в мире. С тех пор работы Герхарда Рихтера можно было встретить в крупнейших мировых музеях современного искусства: от Альбертиниума в Дрездене до Ленбаххауса в Мюнхене, от современной галереи Тейт в Лондоне до галереи Альбертина в Вене. Сегодня художник живет в Кельне и продолжает работать.

Экскурсия по выставке Герхарда Рихтера

В Еврейском музее и центре толерантности — первая в России ретроспектива Герхарда Рихтера, главного живописца современности. Его фирменных огромных холстов на выставке почти нет — вместо этого куратор Пол Мурхаус представил жизнь художника как долгий путь от реальности к абстракции и наоборот.

Пол Мурхауc

Куратор Лондонской портретной галереи

© Еврейский музей и центр толерантности

«Впервые работы Рихтера я увидел, когда был сокуратором галереи Тейт. Это был 1995 год, и к тому времени Рихтер уже получил свое признание — стал одним из главных художников мира. Я тогда подумал, до чего это выдающийся мастер — не из тех, кто продолжает традицию, но в корне меняет ее. С одной стороны, это удивительно сильный живописец, с другой — ему так много есть что сказать о нашем отношении с окружающим миром, реальности, эмоциях и даже музыке.

Меня очень интересовали две темы его работы: с одной стороны, развитие абстракции, с другой — фотографические картины Рихтера, которые всем известны. Герхард говорил, что реальность невозможно познать, но в нашей голове есть образ реальности, и это философское понятие в некотором смысле стало его путеводной звездой — он работал над этой темой всю жизнь. Мы живем в мире, где доминирует медиа: только подумайте, какими мы помним исторические события, например, 9/11. Многие из нас не видели этого, но помнят картинки из медиа — и наша связь с реальностью становится все более сложной и опосредованной».

Биркенау, 2014. Холст, масло

«Эти картины связаны с самым страшным эпизодом истории XX века. Рихтер смотрел на фотографии лагеря 1944 года — где люди бегут через леса, где происходят ужасные вещи, где мир как будто бы перевернулся. Он задал себе один вопрос: можно ли нарисовать картину по мотивам этих событий? Он взял эти фотографии и создал черно-белые фигуративные рисунки. Но потом понял, что они совершенно не передают смысла того кошмара, который случился. И нарисовал сверху абстрактную композицию. А потом сделал это снова и снова. И форма, которую теперь приняла картина, — это память о Биркенау. Я задал ему вопрос: почему ты сначала попытался нарисовать реалистическую картину? Он мне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Ни одна картина не может показать реальность Биркенау. Тогда я его спросил, что же означает тот результат, который получился? И он сказал: это беззвучная эмоция. Ни одна картина, ни одна фотография не покажет, что случилось. Это самое близкое из того, что можно сделать, чтобы помнить об этом».

Биркенау, 2015. 93 фрагмента книги «Биркенау». Бумага, цифровая печать

«Он разобрал свою картину на 93 фрагмента, перетасовал их и разложил в новом порядке. Новая композиция показывает то, как работает наша память с прошлым, — она делит его на фрагменты и раскладывает по-новому».

Биркенау, 2014. Фотография. 4 работы

© Gerhard Richter Archive, Staatliche Kunstsammlung Dresden. Фотография: Oliver Killig

«Не знаю, получится ли у вас понять сразу, но это на самом деле фотографии. Вам кажется, что вы смотрите на настоящие картины, но вы смотрите на самом деле на репродукцию. Зачем было делать это? Рихтер говорит, что есть историческое событие, и на него наслаивается наше восприятие, наша память — уровень за уровнем. В своих работах он двигался от фотографии и репрезентации к абстракции, шаг за шагом. А когда вы смотрите на картины Рихтера, которые он разобрал на части или сфотографировал, и размышляете о них, то заново переосмысливаете его работы — точно так же, как мы сегодня заново осмысливаем события, которые лежат в их основе».

Посещение музея, 2011. Цветная фотография, лак

«У Рихтера есть две любимые темы: картины, основанные на фотографиях, и абстрактные работы. Для большинства художников эти направления противоречат друг другу, ты как будто бы не можешь быть всем: либо ты фигуративный художник, либо абстрактный. А Рихтер знаменит тем, что ему удается совместить все и сразу. Он занимается образом — тем, что напоминает реальность, но ей не соответствует. А вот в этой работе он использует свои собственные фотографии, а надо сказать, что он постоянно фотографирует. Если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, как в этих работах под абстрактными пятнами краски скрывается фотография. Обычно фотографии и живопись художники используют отдельно, но здесь происходит что-то новое: они становятся чем-то единым и целым. А лично у меня от этих работ возникают собственные ассоциации: я вспоминаю тот момент, когда чистое ощущение цвета и формы вдруг приобретает значение — как будто мы смотрели на расплывчатые тона и не могли понять, что это. А потом вдруг что-то щелкает в голове, и образ принимает форму. И вы понимаете, что это, например, человек — или стул. В целом вся выставка — об этом моменте».

Аггада, 2006. Холст, масло

«Это, как мне кажется, самая прекрасная картина на выставке. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Аггада — текст, который рассказывает историю еврейского народа, а именно про тот момент, когда евреи покинули Египет. Это случилось так давно, что мы даже не можем представить, как это было в действительности, но теперь у нас есть картина, которая рассказывает об этом. Я помню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Он атеист, но много думает о вещах, которые невозможно познать, — а что это такое на самом деле, как не вера. И вот он говорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. А чтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство».

Аладдин, 2010. Стекло, акрил

«Все свои знаменитые работы он пишет малярной кистью или валиком, создавая плотную живопись, уровень за уровнем: слои краски как следует проникают друг в друга. А недавно он поступил совершенно наоборот — предоставил краске полную свободу. Вместо масла он выбрал акрил, то есть ту краску, которую непросто удержать на месте, — и позволил ей жить своей жизнью на стекле. А потом зафиксировал результат — покрыл его сверху другим стеклом и тем самым остановил движение краски, как будто бы его заморозил. Он остановил момент и тем самым как будто бы создал фотографию: попытался действовать как камера — как машина, которая не делает суждений, не решает, что рисовать, а просто обладает удивительной способностью останавливать время, когда вы нажимаете на кнопку».

Эльба, 2012. Бумага, художественная печать

«Это самая ранняя работа из тех, что представлены здесь, — 1957 года. Рихтеру тогда было 15 лет. Он учился в художественной школе в Дрездене, чтобы получить традиционное образование в области живописи. И вот однажды он создал серию этих картин, часть из которых достаточно фигуративна, — видите маленькие человеческие фигурки, луну, ландшафт? Но чем дальше он над ними работает, тем более абстрактными они становятся. Мне кажется удивительным, что в самом начале своей карьеры он уже пытался понять то, чем занимался всю дальнейшую жизнь. Как будто бы он родился с этим размышлением о границе фигуративной живописи и абстракции.

XX век выдался в этом смысле очень скучным: художники либо копировали окружающий мир, либо создавали ему альтернативу, абстракцию. А он вобрал в себя все. А та работа, на которую вы смотрите сейчас, — одновременно и самая ранняя, и самая поздняя. Вы не смотрите на реальные рисунки, но на недавно оцифрованные работы. Это маленькая хитрость, с помощью которой, как я думаю, Рихтер хотел сказать, что вы никогда не смотрите на реальность».

Жизнь другого: биография Герхарда Рихтера стала основой для фильма | Статьи

В российском прокате — «Работа без авторства», первый за восемь лет фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. В 2008-м он прогремел своим полнометражным дебютом: драма «Жизнь других» про агента «Штази» завоевала «Оскар» и сразу открыла перед немецким режиссером двери в Голливуд. Но безликий детектив «Турист» (2010) с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом в главных ролях столь же стремительно эти двери захлопнул. Вернувшись на родину, Доннерсмарк обратился к тому, с чего начинал: экзистенциальной драме о послевоенном прошлом Германии и свободе творчества.

На этот раз главному герою вроде бы повезло больше. Он не драматург, безнадежно запертый в ГДР, а художник, еще до строительства Берлинской стены сбежавший на Запад, где его ждало обретение собственного стиля, признание и семейное счастье. У персонажа по имени Курт Барнерт, сыгранного Томом Шиллингом, есть реальный прототип: знаменитый абстракционист Герхард Рихтер, живой классик, хорошо знакомый и российским зрителям (прямо сейчас на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть его работы).

Доннерсмарк, однако, показывает более ранний этап жизни Рихтера — еще до его модуляции в нефигуративное искусство. Трехчасовое повествование завершается появлением первого ноу-хау: полустертым, размытым перерисовкам реальных фотографий. Этим и объясняется название фильма: так критик на пресс-конференции охарактеризовал любительские снимки, сделанные случайно и без вмешательства художника.

Истинный автор искусства, по мнению Доннерсмарка, — сама жизнь. И любая художественная новация должна корениться в личном опыте автора. Искренность может проявиться в любой форме, но без нее искусство пусто. И неважно, соцреалистическая агитка это или претенциозная инсталляция — пафосный и пустой модернизм режиссер показывает столь же иронично, как и гэдээровские росписи на тему единства рабочих и колхозников.

Идея, в общем, не нова, но мало кому удавалось выразить ее с такой силой и честностью. Главный герой, несмотря на юность (в конце фильма ему около 30), успел пережить много трагедий. В детстве — войну и гибель любимой тети в газовой камере; в юности — потерю нерожденного ребенка. Плюс, как настоящий Рихтер, да и сам Доннерсмарк, Барнерт несет подсознательный груз вины за всё прошлое своей страны и пытается его искупить в искусстве. Получается, к счастью, у всех троих.

Главный антагонист здесь — директор гинекологической клиники, ставший тестем Барнерта. Господин Зебанд («Профессор Зебанд!» — поправляет тот) был лучшим в своем деле, он лечил жен Геббельса и Геринга, и именно ему нацисты поручили заботу о будущей чистоте арийской нации. Попав в плен после разгрома фашистов, доктор чуть не погиб, но удачно помог жене офицера советской армии во время родов — и продолжил благополучную жизнь уже при новой власти. Только теперь он говорил речи о торжестве коммунизма.

Зебанда играет Себастьян Кох. Он же был драматургом в «Жизни других». Но хотя у этих персонажей есть общие черты — тщеславие и конформизм вкупе с несомненным талантом, парадоксальное сочетание силы и слабости, — герою «Работы без авторства» Доннерсмарк не дает шанса на исправление. В этом плане «Работа без авторства» более жестока, чем нашумевший дебют, продемонстрировавший перерождение чекиста. Зато для Барнерта и его супруги (прекрасная Паула Бир из «Франца» Озона) хеппи-энд полный и безоговорочный.

Оно и понятно: Доннерсмарк явно ассоциирует себя с героем Тома Шиллинга. Истину о том, что надо создавать искусство о наболевшем, а не браться за, казалось бы, привлекательные конъюнктурные проекты, режиссер проверил на себе. Неудача с «Туристом» надолго выбила его из седла, «Работа без авторства», получившая приз Венецианского фестиваля и номинацию на «Оскар», реабилитировала. Хочется верить, что как и Барнерт-Рихтер, он усвоил урок и обрел гармонию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самый дорогой художник: собираемся на выставку Герхарда Рихтера

В Еврейском музее открылась ретроспектива одного из главных мастеров совриска. Чем знаменит художник, каких методов придерживается и какие темы его волнуют?

Когда: 9 ноября 2016 — 5 февраля 2017

Где: Еврейский музей и центр толерантности, Ул. Образцова, 11, стр. 1А

Мастер настенных росписей и витражей

Герхард Рихтер начинал как художник настенных, почти фресковых, росписей. Его первой работой стала крупноформатная роспись «Общение с Пикассо» (1955), за которую он получил степень бакалавра в Высшей школе изобразительных искусств в Дрездене. Там Рихтер учился у театрального художника Карла фон Аппена и критика Уилла Грохмана, автора монографий по Кандинскому и Клее. Его следующая фреска «Радость жизни» украсила стены Немецкого музея гигиены. Обе работы имеют политический подтекст, связанный с переездом мастера из ГДР в ФРГ буквально за несколько месяцев до строительства Берлинской стены в 1961-м. Позднее он снова вернется в Дрезден в 1971 году, но уже в качестве профессора Высшей школы, где будет преподавать на протяжении 15 лет. Живопись маслом — не единственная техника, к которой прибегает Рихтер. Известен он и как мастер работ по стеклу, — в 2007-м он создал витраж Кельнского собора на месте одного из разрушенных во время войны. 

Gray (1973). © Герхард Рихтер 2016

Капиталистический реализм

Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм».  Как несложно догадаться, он подразумевал антипод реализму социалистическому — официальной доктрине советского лагеря, утвержденной на Всесоюзном съезде писателей еще Максимом Горьким в 1934-м. В отличие от последнего, капиталистический реализм в первую очередь обращался к потребительской философии Западного мира, а в качестве художественных приемов использовал рекламные образы, что было близко идее поп-арта.

Из серии November (2008), серия из 54 работ. © Частная коллекция 2016

Отрицание единого стиля

Стиль Герхарда Рихтера никогда не был единым, наиболее характерные для него направления — гиперреализм и абстракция — во многом противоположны друг другу. Художник много экспериментирует: например, создает живописные полотна по увеличенным черно-белым фотографиям. Он использовал самые разные снимки — от фотографий Бриджит Бардо и рекламных вырезок до семейных фотоархивов. Однако в отличие от рекламного языка поп-арта, работы Рихтера полны более глубинных тем — он не заигрывает с реальностью, а исследует ее образы в абстрактной и фигуративной живописи. Его произведения полны меланхолии, часто они связаны с трагическими мировыми или личными событиями. Фотография для него — неизменный и непроницаемый источник, от которого художник отталкивается в процессе создания нового образа. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Четыре фотографии были сделаны в 1944 году членом Зондеркоманды — на них изображены трупы, которые готовят к сжиганию в крематории. Рихтер переводил снимки из лагеря смерти Биркенау на полотна, а затем накладывал краску слой за слоем, чтобы воссоздать контраст горы трупов и фрагментов природы — дерева и неба, также запечатленные на одном из снимков.

Искусство Рихтера построено на отношении реальности и абстрактных образов, в которые художник трансформирует существующие фотографии. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Зеркальные работы Рихтера – окно в мир, которым и является по сути картина: покрытое краской зеркало отражает появляющиеся в нем объекты. Эффект зеркальных картин близок тому, что мы видим в размытых и увеличенных фотографиях художника.  В произведениях Рихтера все размыто и искажено, что сам художник объясняет следующим образом: «Я размываю изображения, чтобы сделать их равноценно важными и неважными. Я размываю их, чтобы они выглядели созданными не художественным или ремесленным образом, а технологично, плавно и безупречно».

Из серии «Биркенау»  – 2, 4 (2016). © Герхард Рихтер 2016

Самый дорогой художник

Герхард Рихтер не раз ставил рекорды среди любимых рынком художников совриска. Его «Абстрактный образ» то и дело повышает ставки на аукционных торгах: в 2012-м картина была приобретена за $ 34 млн, а в прошлом — за $ 46,3 млн. Не уступает им и «Соборная площадь. Милан», проданная в 2013-м за $ 37,1 млн. Конечно, до Сезанна, Ван Гога или Марка Ротко тут далеко, но из ныне живущих Рихтер — самый дорогой художник.

Из коллекции «Абстрактной живописи». © Герхард Рихтер 2016

Рихтер Герхард – Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Герхард Рихтер (Gerhard Richter) — немецкий художник, один из самых известных мастеров современной живописи.

Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. С 1948 по 1951 год обучался в художественной щколе в Циттау, затем
в 1952 – 1956 годах в высшей школе изобразительного искусства в Дрездене. В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а
в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963).

Перебравшись в Западную Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом
Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками. Следующие пятнадцать
лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в
пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование
Запада». В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые
представляли собой плоские и монохромные поверхности. В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии
на Венецианской биеннале. Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был отдан целый павильон.
Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году.
В конце 70-х и начале 80-х годов Рихтер продолжал писать абстрактные полотна, порой цветные, порой только
серые, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию. Главная и, по сути,
единственная тема всех образов и стилистических решений, используемых Рихтером, – сама живопись. Художник
исследует ее выразительные средства, обращаясь к этой теме на всех этапах своего творчества. В этих поисках
находят отражение сомнения Рихтера относительно существования семантических и стилистических связей в искусстве.
В творчестве Рихтера сочетаются традиции реализма с патетикой поп-арта, с поздними феноменами неформальной
живописи, с модными течениями абстрактного экспрессионизма и фотореализма.
Эти сочетания противоположностей и породили в художнике скепсис по отношению ко всему достоверно известному,
раз и навсегда установленному в искусстве. Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск
реальности сегодняшнего дня. В 1981 году Герхард Рихтер стал лауреатом премии имени Арнольда Боде, а в 1985 –
премии Оскара Кокошки. С этого момента работы художника можно встретить во всех крупнейших выставочных залах мира.


Змей 1982 год. Частная коллекция.

На картине «Змей» немецкий художник Герхард Рихтер изобразил гигантского удава, медленно проникающего в жилище.
В картине заложен аллегорический смысл, согласно библейских текстов именно змей явился в раю Адаму и Еве с
целью искушения. По Рихтеру и рядовая квартира обычных людей вполне может стать местом бесовского искушения.
Живопись Герхарда Рихтера очень разнопланова. Художник с поразительной легкостью работает в области фотореализма
и гиперреализма, создает абстракционистские картины в стиле Василия Кандинского, охотно пишет морские и
сельские пейзажи, а также работает в технике поп-арта.


Эмма 1966 год. Частное собрание.

Призрачная женщина, изображенная художником, спускается по ступенькам, она как будто состоит из тумана,
сновидений или воспоминаний, почти забытых и легких, как облачко. На картине немецкого художника Герхарда
Рихтера женщина-призрак носит имя Эма.


Благовещение по Тициану 1973год. Частное собрание.

Наверное, именно таким видела Пресвятая Дева Мария вестника-ангела, призрачным, нереальным в красном плаще
с белыми пушистыми крыльями. Сон был удивительным, а весть радостной. Только вот было ли это сном. Немецкий
художник Герхард Рихтер в своей картине «Благовещение по Тициану» представил зрителю свое и тициановское
видение этого события ангельской благой вести.


Морской пейзаж 1969год. Частное собрание.

Здесь Герхард Рихтер предстает перед нами как мастер морского пейзажа. Тяжелые тучи, готовые обрушить на
море тонны воды, нависли над горизонтом и почти слились с морем. Темно-зеленые волны стали свинцовыми и
тревожно замерли в ожидании бури.


Визенталь в южном Бадене 1985 год. Частное собрание.

На картине немецкого художника Герхарда Рихтера «Визенталь в южном Бадене» с фотографической точностью
изображен сельский пейзаж. Пустынная стерня, трава которой словно срезана гигантской бритвой,
обезлюдела. Спрессованное в круглые тюки сено еще не увезли с полей, но уборочная страда уже закончилась.
Не за горами осень, ветер, дожди и холода.


Медитация 1986 год. Музей изящных искусств, Монреаль.

Искусство ради искусства. Основная тема всех образов и стилистических решений, используемых Рихтером, –
сама живопись. Художник исследует ее со всех сторон ищет новые средства выразительности. В манере
абстрактного экспрессионизма написана картина «Медитация». Хаотическое смешение красок, линий, цветовых
акцентов по мнению художника должно способствовать более глубокому познанию самого себя в окружающем мире.

Виртуальный художественно-исторический музей

Герхард Искусство | Художник и иллюстратор

Блог Герца

Добро пожаловать в мир искусства Герхарда!

Наиболее известен благодаря своему дизайну окружающей среды и фонам для канадского графического романа Cerebus the Aardvark,
. Я очень рад представить свои последние художественные работы и заказы, а также старые фавориты.
Я приветствую комментарии и предложения на моей странице Contact или в блоге Gerz .

Если вас интересует собственная комиссия,
загляните на мою страницу Комиссии .

Если меня это заинтересует, нарисую!

.

Герхард Мантц | Саатчи Арт

Войти в систему регистр

Выберите валюту

Австралия Австралийский доллар объединенное Королевство Фунт стерлингов £ Соединенные Штаты Долл. США Канада Канадский доллар Евросоюз Евро € Если вы не видите свою местную валюту, ваша покупка по умолчанию будет сделана в долларах США.Картины Фотография Рисунки Скульптура Печать Ограниченное особенности Блог Art Advisory

Избранные картины

Стиль

Изобразительное искусство абстрактный Современный Уличное искусство Поп-арт

Субъект

Портрет Пейзаж Натюрморт Природа Пляж

Средний

Масло Акварель Акрил Аэрограф Цифровой

Избранные фотографии

Стиль

Изобразительное искусство Портретная живопись абстрактный Документальный Концептуальный

Субъект

Пейзаж Портрет Природа Натюрморт Ню

Средний

Цифровой Черное и белое цвет C-тип Цифровой

Избранные рисунки

Стиль

Граффити абстрактный Изобразительное искусство Поп-арт Сюрреализм Искусство

Субъект

Природа Портрет Животное Любовь Мультфильм

Средний

Карандаш Древесный уголь Цифровой Чернила Пастель

Рекомендуемые скульптуры

Стиль

Поп-арт абстрактный Стены Образный Современный

Субъект

Тело Натюрморт Животное Архитектура Геометрический

Средний

Металл Бронза Глина Стекло Дерево

Избранные принты

Стиль

Изобразительное искусство абстрактный Арт-деко Поп-арт Народное искусство

Субъект

Цветочный Животное Мода Пляж Геометрический

Избранные коллекции

Коллекции Показывает Каталог Истории искусства Саатчи Популярные исполнители Восходящие звезды За художниками смотреть.

Герхард Даглы | Фламандский художник

Герхард Дагли , (родился ок. 1653, Спа, Бельгия – умер после 1714 года,?, Возможно, Рейнланд [Германия]), королевский Каммеркюнстлер, или камерный художник, который, как один из величайшие мастера европейского лака были важной силой стиля барокко.

После того, как импортеры привезли товары с Востока, лаковые работы приобрели такую ​​огромную популярность, что европейские ремесленники начали подражать медиуму. В городе Спа мастера специализировались на создании небольших лакированных шкатулок под названием bois de Spa. Даглы какое-то время работал там, но о его ранних годах мало что известно.

В Берлине в 1687 году он был назначен Kammerkünstler Фридриху Вильгельму, великому курфюрсту Бранденбурга, на смену которому в 1688 году пришел Фридрих III (позже Фридрих I, король Пруссии). Во время своего правления Фридрих собрал при своем дворе многих известных художников и архитекторов. Даглы был объявлен директором по украшениям; в этом качестве украшал комнаты и мебель. Копируя восточные прототипы, Дагли украсил дворец Фредерика богато лакированными стенами.Его искусство сделало Берлин центром экспериментов, которые позже повлияли на европейских мастеров. Он улучшил свою мебель сценами из Восточной Азии, как в традиционном черном и золотом, так и в более индивидуальной цветовой гамме зеленого, синего и красного на молочном фоне. Его работы помогли сделать шинуазри (европейское искусство, выполненное в восточном стиле) чрезвычайно популярным во Франции 18-го века.

В 1713 году, после наследования прусской короны Фридриха Вильгельма I, мир Дагли рухнул, поскольку новый король серьезно лишил двор, считая искусство ненужным, а художников ненужными.Затем Дагли удалился, последний раз о нем слышали в Рейнской области (1714 г.).

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Его брат Жак, который работал с ним с 1689 по 1713 год, эмигрировал в Париж, неся секреты искусства Герхарда, которые привели к нововведениям братьев Мартин, которые стали королевскими декораторами Версаля.

.
Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *