Какой смысл вложил Микеланджело в свою знаменитую фреску (А вы видите женщину на картине?)
Даже если вы никогда не рассматривали потолок в Сикстинской капелле, как минимум 1 из 9 фресок вам знакома (особенно если вы были обладателем кнопочного телефона Nokia): тянущиеся друг к другу руки стали узнаваемым символом во всем мире. Автором этого произведения является Микеланджело Буонарроти, которому удалось не только создать настоящий шедевр, но и зашифровать в нем значение, которое меняет представление об известном библейском сюжете.
AdMe.ru внимательно изучил фреску «Сотворение Адама» и спешит раскрыть задумку художника, которая может лишить сна.
Начнем с того, что Микеланджело подставили: поручили работу, с которой он не должен был справиться
Перед тем как приступить к расшифровке одной из самых знаменитых фресок, стоит познакомиться с историей ее создания и с самим художником. Микеланджело Буонарроти больше известен как скульптор, а его статуя Давида затмила все античные, греческие и римские изваяния. Вот и сотрудничество с папой римским (Юлием II) началось не с заказа фресок, а с личной гробницы для главы католической церкви. Но недоброжелатели художника решили оставить Микеланджело без работы и сообщили папе, что строительство гробницы при жизни — затея сомнительная и может навлечь беду. Задание было отложено, но завистники на этом не успокоились. Они указали Юлию II на потолок Сикстинской капеллы и намекнули, что он требует обновления, посоветовав поручить это дело Буонарроти.
Фрески на потолке в Сикстинской капелле вызывают изумление даже в наши дни, и трудно поверить, что такое способен сотворить человек. Мастеру действительно пришлось нелегко:
Когда работа закончилась, Юлий II остался доволен, а фрески с сюжетами из Бытия заставляли посетителей церкви терять дар речи. Самую большую популярность получила четвертая роспись под названием «Сотворение Адама».
Версия № 1: Микеланджело зашифровал во фреске человеческий мозг
«И сотворил Бог человека по образу Своему», — гласит Бытие 1:27. У Микеланджело была своя трактовка этой фразы, и, согласно популярной версии, художник на одну фреску с Адамом и Богом поместил еще третьего важного участника в создании разумного существа — человеческий мозг. Буонарроти как бы намекает, что человек способен выглядеть завершенным (как Адам на фреске), но у него не получится приблизиться к Творцу без способности мыслить. Или, что звучит еще более провокационно, все создано человеком, а Бог — плод его фантазии (ведь именно эта способность является главным отличием человека от животного).
Напоминаем, что на дворе стоял 1511 год и за высказывание о происхождении человека с точки зрения науки можно было лишиться не только работы, но и жизни. Художник также славился своим интересом к анатомии и занимался вскрытиями. И мало того, что Буонарроти признался в любви к своему увлечению, так еще и сделал это на потолке церкви в Ватикане.
Так как художник знал строение человека в деталях, то ему ничего не мешало применить анатомию в своих работах:
- Многие ученые отметили сходство очертаний плаща Бога с контурами человеческого мозга.
- Боковая трещина Сильвио — это очень глубокая борозда, которая разделяет височную и теменную доли.
- Самый нижний ангел, который удерживает Бога, своими очертаниями напоминает ствол мозга.
- За эндокринную систему отвечает гипофиз, и на фреске он изображен в виде ноги ангела.
- Правая рука Бога проходит через префронтальную кору, которая является местом человеческого разума, воображения и творчества.
- Женский силуэт под рукой Бога формирует надкраевую извилину.
- Ангел, который находится у ног Творца, образует контуры угловой извилины.
- Развевающийся шарф — позвоночные артерии, которые имеют извилистую форму.
- Согнутое колено ангела — перекрест зрительных нервов, где частично пересекаются волокна зрительных нервов.
- Сам Творец находится на месте лимбической системы, которая является эмоциональным центром мозга и анатомическим аналогом души.
Версия № 2: Плащ Бога похож на матку
Существует еще одна, менее популярная, но достаточно интересная медицинская интерпретация шедевра Микеланджело. Ученые увидели в очертаниях плаща Бога послеродовую матку и предположили, что художник продемонстрировал рождение человечества, а пупок у Адама вовсе не был ошибкой.
Ученые также заметили контур женского тела — синий холм, который находится за Адамом, а над его головой возвышается грудь. И то, что Адам лежит на валуне, тоже не случайность: согласно древним поверьям, многие божества рождались из камней.
Почему Адам находится только в процессе создания, а уже выглядит как готовый человек?
Казалось бы, сотворение Адама должно было выглядеть как-то иначе, но на фреске он выглядит как вполне завершенная «заготовка под человека», правда, без жизненной энергии. А Бог же, напротив, полон сил. Ученые предполагают, что точка, в которой касаются пальцы Бога и Адама, представляет собой синаптическую щель, а Микеланджело изобразил концепцию биоэлектричества, благодаря которому осуществляются многие физиологические и поведенческие реакции. Правда, ученые заинтересовались электрическими процессами в живых организмах только в XVIII веке. Получается, что синаптическая щель Микеланджело — это либо совпадение, либо научное пророчество.
Если верить этой теории, то фреска «Сотворение Адама» не о сотворении человека как биологического вида, а о возникновении его как личности. И Бог не могущественное создание, которое слепило жизнь, а энергия, без которой человек не смог бы считаться завершенным.
А как вам кажется, намеренно ли Микеланджело изобразил Бога в виде человеческого органа или у современных ученых разыгралась фантазия?
Страшный Суд Фреска Микеланджело
Искусство Италии 16-го века
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см.
Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Грандиозная лавина могучих человеческих тел – возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников,– все это еще полно мятежного духа.
Композиционное решение фрески, в котором, в противовес ясной архитектонической организации, подчеркнуто стихийное начало, находится в единстве с идейным замыслом. Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком, и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса.
Примечание. Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. Экстатическая фигура Ионы расположена над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.
Микеланджело нарисовал фреску “Страшный суд” с гомосексуалистов: Культура: Lenta.ru
Елена Лаццарини, исследователь из Университета Пизы заявила в своей новой книге, что художник Микеланджело Буонарроти создал известную фреску “Страшный суд” под впечатлением от гомосексуальных сцен, происходивших в банях того времени, пишет газета The Daily Telegraph.
В своей книге “Нагота, искусство и приличие: эстетические изменения в искусстве XVI века” исследовательница утверждает, что Микеланджело почерпнул большую часть своих знаний о мужской анатомии из своих частых визитов в гей-бордели и турецкие бани, которые располагались в далеких закоулках Рима. Кроме того, Лаццарини отмечает, что в гомосексуальной ориентации великого художника уверены многие историки.
Фреска “Страшный суд”, которую Микеланджело рисовал с 1537 по 1541 годы, покрывает стены алтаря Сикстинской капеллы в Ватикане. Изображение демонстрирует второе пришествия Христа и Апокалипсис, во время которых человеческие души отправляются в ад либо в рай.
Фреска изобилует сценами, в которых мужские фигуры сплетаются в объятиях и целуются. Лаццарини считает, что это “несомненно, говорит об их гомосексуальной природе”. Искусствовед также пишет, что прорисованные на фреске “напряженные мускулы мужчин” и “анатомические гримасы боли на их лицах” взяты из реальной жизни во время посещения Буонарроти бань, в которых были все условия как для водных процедур, так и для сексуальных контактов.
Когда фреска была написана, такое явное описание Микеланджело обнаженных мужских тел вызвало возмущение католической церкви, и художника обвинили в непристойности и непотребстве. Бьяджо да Чезена, папский церемониймейстер того времени, заявил, что фреска больше подходит для “общественной бани и таверны”, чем к месту поклонения. После смерти Буонарроти, художнику Даниэле де Вольтерра (Daniele da Volterra) было поручено закрасить гениталии изображенных на фреске людей, за что он получил прозвище “штанописец”.
10 знаковых работ Микеланджело | Vogue Ukraine
Художник, скульптор, архитектор и просто гений – Микеланджело Буонарроти считается одним из самых великих людей в истории искусства. В день рождения гения Vogue UA рассказывает о его 10 знаковых работах.
Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра (ок. 1544)Тондо «Мадонна Дони»
«Мадонна Дони», ок. 1507Тондо «Мадонна Дони» – единственная сохранившаяся до наших дней картина Микеланджело. Она была написана на заказ флорентийского банкира Аньоло Дони, в честь его брака с представительницей знаменитого тосканского дворянского рода – Маддаленой Строцци. До сих пор размещена в своей оригинальной раме, созданной самим Микеланджело. Работа находится в флорентийской галерее Уффици с 1635 года. Бытует мнение, что переливающиеся оттенки «Тондо Дони» и замысловатое изображение ее «героев» легли в основу художественного стиля маньеризм.
Скульптура «Давид»
Скульптура «Давид», 1501-1504Пожалуй, самая известная в мире пятиметровая скульптура «Давид» была создана художником всего в течение трех лет. История Давида и Голифа – один из наиболее часто интерпретируемых эпизодов Библии в искусстве. Особенность работы Микеланджело в том, что он стал первым художником, который изобразил не победоносного Давида после битвы с Голиафом, а показал его в напряжении перед легендарным сражением. «Давид» находился на площади Синьории во Флоренции более 300 лет, пока в 1873 году не был перенесен в Академию изящных искусств, где находится и сегодня. Скульптура выставлена под световым люком, который под нее специально разработал итальянский архитектор XIX века Эмилио де Фабрисом. В силу своей невероятной популярности существует огромное количество копий и слепков. Самые известные из них находятся на площади Синьории, в итальянском дворике Пушкинского музея и в музее Альберта и Виктории.
Потолок Сикстинской капеллы
Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512Легендарная Персидская сивилла – восхитительная фреска Микеланджело, нарисованная на потолке Сикстинской капеллы. Выполнена на заказ папы Юлия II. Эта работа изображает девять историй из Книги Бытия и признана одной из величайших работ Высокого Возрождения. Говорят, что Микеланджело взялся за проект без особого энтузиазма. Тем не менее художник справился с работой настолько великолепно, что она до сих приводит в восторг каждый год 5 миллионов человек, которые посещают Ватикан, чтобы увидеть этот шедевр.
Фреска «Сотворение Адама»
Фреска «Сотворение Адама», ок. 1511Работа, выполненная Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы, особенно важна для искусства эпохи Возрождения, а «Сотворение Адама» – самая известная фреска этого шедевра. По популярности произведение уступает только «Моне Лизе», и наряду с «Тайной Вечерей» Да Винчи это самая тиражируемая религиозная живопись всех времен. Образ почти соприкасающихся рук Бога и Адама интерпретировали, имитировали и пародировали не исчисляемое количество раз.
Фреска «Страшный суд»
Фреска «Страшный суд», 1537-1542«Страшный суд» появился на алтарной стене Сикстинской капеллы только через 25 лет после того, как художник закончил Персидскую сивиллу. Фреска «Страшный суд» считается одним из самых сложных произведений Микеланджело. Работа изображает последний суд, совершаемый Богом над человечеством и первоначально была воспринята спорно из-за обнаженности. Фактически Тридентский собор осудил фреску и приказал скрыть части, которые считались непристойными.
Базилика Святого Петра
Базилика Святого ПетраБазилика Святого Петра, расположенная в Ватикане, является самым известным произведением архитектуры эпохи Возрождения и одной из двух крупнейших церквей в мире. В возрасте 74 лет Микеланджело сменил Антонио да Сангалло Младшего на посту главного архитектора здания. Его считают главным проектировщиком большой части базилики, и хотя он умер до завершения проекта, именно Микеланджело довел строительство до идеала.
Скульптура «Умирающий раб»
«Умирающий раб»«Умирающий раб» – одна из шести фигур рабов, которых Микеланджело создал за несколько лет для папы Юлия II, эффективно опустошающего папскую казну, пытаясь создать для себя идеальное место, чтобы начать загробную жизнь. Но проект так и не был полностью реализован, к большому огорчению художника, особенно после того, как он лично потратил почти год на поиски каменных плит в карьерах.
Библиотека Лауренциана
Библиотека ЛауренцианаВ 1524 году папа римский Климент VII поручил Микеланджело спроектировать библиотеку для базилики Святого Лаврентия во Флоренции. Микеланджело спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и ее прихожую. Он стал пионером стиля маньеризм в своем дизайне библиотеки, которая стала известной благодаря ее архитектуре. Лауренциана – один из наиболее важных архитектурных достижений Микеланджело. Его инновации и использование пространства в этом проекте считаются революционными.
Картина «Мучения святого Антония»
«Мучения святого Антония»«Мучения Святого Антония» – первая известная картина Микеланджело, которая, как полагают, была нарисована Микеланджело, когда он был в возрасте всего 12 или 13 лет. В основу «Мучений» легла гравюра Мартина Шонгауэра, немецкого художника XV века. Художники и писатели Джорджио Вазари и Асканио Кондиви, по совместительству биографы Микеланджело, отмечают «Мучения Святого Антония» как особенно совершенное произведение.
Скульптура «Пьета»
«Пьета»«Пьета», как и «Давид», признана одной из величайших скульптур Микеланджело. Первоначально созданная для похоронной гробницы французского кардинала Жана Билэра, эта скульптура изображает Деву Марию, которая держит тело Христа после того, как его распяли. В Италии в эпоху Возрождения этот сюжет часто использовался для создания похоронных памятников. В VXIII веке «Пьета» переехала в базилику Святого Петра. Одна из наиболее примечательных характеристик скульптуры в том, что она является единственной работой, которую подписал художник. За все годы существования ей был нанесен значительный ущерб. Один из самых громких случаев, связанных со скульптурой, случился в 1972 году, когда австралийский геолог-психопат Ласло Тот, воображающий себя Христом, накинулся на нее со скальным молотком. Сегодня отреставрированная «Пьета» хранится за пуленепробиваемым стеклом.
Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание
На сегодняшний день Сикстинская капелла считается самой известной капеллой, которая находится в Ватикане. Капелла была построена в 1475 – 1481 годах, архитектором ее является молодой мастер Джованни де Дольчи. Это здание было сооружено во время правления Сиксты IV, именно поэтому капелла имеет такое название.Сикстинская капелла, роспись стен и потолкаСикстинская капелла – это огромный прямоугольный зал, который имеет овальной формы свод, и разделен на две части невероятно красивой мраморной оградой. Архитекторы немалый труд вложили в сооружение такого здания, но самую важную ценность и богатство Сикстинской капеллы представляют фрески Микеланджело и отводы стен, которые по праву можно назвать вершиной ренессансного искусства.
Микеланджело работал над росписями капеллы с 1508 по 1512 года. Его тяга к искусству нигде так не открылась как на изображениях Пророков и Сивилл. Среднюю часть свода украшают сцены из Книги Бытия, среди которых известная на весь мир фреска Сотворение Человека. Между годами 1536-1541 Микеланджело все таки вернулся в Сикстинскую капеллу, на то время там правил Павел Третий Фарнез. Новое произведение искусства мастера – фреска Страшный Суд занимает почти всю стену капеллы возле алтаря. Для ее создания пришлось отказаться от работы над несколькими другими фресками. В центре круга Микеланджело делает фигуру Христа, который осуждает земных грешников. На изображении фрески он поднял правую руку, как будто хочет вынести свой страшный и неоспоримый приговор. На потолке капеллы нарисованы практически все фрагменты из Библии.
Сикстинская капелла, фотоСегодня в Сикстинской капелле собираются кардиналы, которые хотят выбрать нового Папу для правительства. Каждый день капеллу посещают сотни туристов, так что если вы вдруг оказались в Ватикане, вы просто обязаны посетить это прекрасное место.
Сикстинская капелла | Политика и общество: анализ событий в Европе, России, мире | DW
Конклав, на котором избирается новый Папа, всегда проходит в Сикстинской капелле, расписанной знаменитым Микеланджело. В обычное время венчающая алтарную стену фреска «Страшный суд», самая большая в мире, привлекает внимание нескончаемого потока посетителей. Коринна Мюльштедт, автор радиоочерка, также побывала в Ватикане.
«Сегодня мы вступаем в Сикстинскую капеллу, чтобы восхититься её отреставрированными фресками. Микеланджело, похоже, особенно близко принял к сердцу библейские слова о сотворении человека: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Сикстинская капелла – это, если можно так выразиться, священное место богословия человеческого тела. Фреска свидетельствует о красоте человека и в то же время выражает надежду на то, что этот мир изменится».
Эти слова произнёс Папа Римский Иоанн Павел Второй в 1994 году на торжествах по случаю завершения реставрационных работ в Сикстинской капелле. На фреске «Сотворение мира», украшающей свод, и на фреске «Страшный суд» над алтарём преобладают два цвета: тёмно-синий цвет неба и светлые тона человеческого тела. Прелат Макс Ойген Кемпер, который вот уже много лет является советником посольства Германии при Святом Престоле, вспоминает речь Папы:
«Он сказал, что здесь человек предстаёт перед Богом таким, каким он на самом деле есть, а не таким, каким он хотел бы быть. Ведь одежды всегда отражают положение человека в обществе. Я вполне могу себе представить, что так это понимал и Микеланджело. А тот факт, что об этом упомянул и Папа, свидетельствует о том, что и богословие придаёт наготе символическое значение».
Впрочем, символика наготы у многих вызывала, скорее, раздражение. Ведь другие художники на своих полотнах «Страшного суда» одевали своих блаженных в одежды, соответствующие их сословию. Короля, епископа, монаха, горожанина можно было сразу узнать. На фреске Микеланджело сразу узнать можно только одну группу людей – святых. Совершенно неизвестно, кто все остальные люди, устремляющиеся в небеса к свету или низвергающиеся в преисподнюю. Может быть, это такие же люди, как «я и ты»? Может быть, по замыслу художника, каждый, кто рассматривает фреску, должен узнавать в ком-нибудь из изображённых себя самого? Впрочем, вполне можно допустить, что Микеланджело рассчитывал на скандал. Вот что пишет современник Микеланджело, историк Джорджо Вазари:
«Самым оголтелым критиком Микеланджело был папский церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Когда у него спросили, что он думает о фресках, он сказал: столько нагих людей, демонстрирующих свой срам, следовало бы изобразить не в папской часовне, а в публичной бане или корчме. Микеланджело, которого задело это замечание, не долго думая, добавил к своей фреске фигуру нагого Чезены, поместив его в аду в окружении кучи чертей. Жалобы Чезены Папе и его требования убрать изображение с фрески, ничего не дали. Художник оставил фигуру там, где мы её видим и сегодня».
Впрочем, дело не ограничилось этой забавной историей. После завершения работы над фреской в 1541 году критики Микеланджело настойчиво требовали «подправить» некоторые места. Арнольд Нессельрат, один из директоров Ватиканских музеев, рассказывает:
«Фреску завешивали не только в 16 веке, а вплоть до 19 века. Это было связано с критикой, которая особенно усилилась в период контрреформации. В то время на Тридентском соборе были выработаны нормы, в соответствии с которыми следовало расписывать церкви. Однако по завершении Собора вдруг выяснилось, что фрески в папской часовне никак не соответствуют выработанным нормам. И тогда критики настояли на том, чтобы некоторые места были закрашены. Интересно, что вся критика обрушилась только на фреску «Страшный суд». А ведь и на своде капеллы можно увидеть целый ряд актов».
В ходе реставрационных работ первоначальная концепция Микеланджело была восстановлена. Руководитель группы реставраторов Фабрицио Манчинелли так описывает своё впечатление от фрески:
«Страшный суд» Микеланджело – это какое-то видение, имеющее место вне пространства и вне капеллы. Архитектоническое членение фрески отсутствует. Создаётся впечатление, что стена вдруг исчезает, и перед нами разворачивается живая картина Страшного суда».
После реставрации фрески вдруг оказалось, что фигура Христа в центре композиции предстаёт в совершенно новом свете. Макс Ойген Кемпер поясняет:
«Я помню, какое впечатление на меня произвела фигура Христа на фреске, когда я её впервые увидел много лет назад. С поднятой рукой, Христос действительно представал перед нами суровым судией, вершащим Страшный Суд. Мы видим его как раз в тот момент, когда он отделяет праведников от грешников».
Далее Кемпер делится своими впечатлениями после реставрации фрески:
«Сегодня, глядя на фреску, видишь совершенно иное лицо Христа. Оно излучает мягкость и доброту. Кроме того, следует обратить внимание на позу. Ведь это же танцор с поднятой рукой! Танцор, устремляющийся в иную сферу, сферу небесную. То есть это Христос Воскресающий. А за ним – солнце, солнечный свет, заливающий голубизну неба и окружающий фигуру Христа. Это действительно новая, небесная сфера».
Микеланджело сознательно прибегает к античной символике солнца, присутствующей и в символике раннего христианства. Поскольку солнце ежедневно восходит на востоке, христиане ожидают, что в день Страшного суда Христос также придёт с востока. Именно поэтому апсиды христианских церквей всегда обращены к востоку.
«Таким образом, на мой взгляд, реставрация преобразила фреску. Теперь на переднем плане оказывается не Христос-судия, а Христос Воскресающий. И ещё одна странная вещь: теперь мы вдруг видим, что святые, окружающие Христа, дискутируют с ним. Их головы повёрнуты к Христу, и мы прямо-таки ощущаем, что здесь идёт какой-то диспут».
Ад в правой части фрески Микеланджело изображает совершенно иначе, чем это делали средневековые художники, красочно расписывавшие мучения грешников. Прелат Кемпер объясняет это так:
«Если учесть все эти вещи, то можно ясно сказать, что свою фреску Микеланджело задумал как предостережение. Он наглядно показывает, что будет, если люди не изменятся. Это относится и к папскому двору, и к современникам Микеланджело, и вообще к людям всех времён. В то же время Микеланджело как бы хочет сказать, что если люди изменятся, то всё может закончиться благополучно. Сегодня многие полагают, что Микеланджело не было чуждо богословское учение Восточной Церкви, известное под названием апокатастасис. Согласно этому учению, Страшный Суд действительно свершится, но, в конечном итоге, его исход будет положительным: всякая благая тварь навсегда избавится от греха. Сама по себе эта мысль очень интересная. Сегодня её можно увязать как раз с тем, что фреска Микеланджело – это не что иное, как картина воскресения плоти. И это гораздо лучше отражает чаяния Церкви и веры, чем просто картина Страшного Суда, который носит окончательный характер».
Христос указывает нам путь к жизни. Более того, он сам является жизнью и возвышает всех, кто готов за ним следовать. В своей речи по случаю завершения реставрационных работ в Сикстинской капелле Папа Римский Иоанн Павел Второй сформулировал это так:
«Рассматривая фреску Страшного Суда, мы вдруг начинаем понимать, что всю картину пронизывает свет. И логика. Это свет и логика веры, проповедуемой Церковью. В силу этой логики Божественный свет позволяет человеческой плоти сохранить свою красоту и своё достоинство. Без этого света плоть превращается в объект, легко подвергаемый унижениям».
В первой половине 16 века на всём континенте ощущалась напряжённость обстановки, и фреска Микеланджело очень точно передавала царившую атмосферу, когда унижения были повседневностью, когда все ожидали конца света. В 1527 году, то есть за 10 лет до начала работы над фреской, папский Рим был разграблен императорскими войсками. Сикстинская капелла была превращена в конюшню для императорской кавалерии. В Германии Реформация привела к расколу Церкви. В других странах Европы инквизиция, безжалостно сжигая еретиков, пыталась спасти то, что ещё можно было спасти. Поэтому внутри самой католической Церкви всё громче раздавались призывы к реформам.
«Микеланджело в то время, когда он расписывал Сикстинскую капеллу, также вращался в кругах, которые можно назвать реформаторскими, поскольку идеи Реформации вызывали у них сильный интерес. Кстати, в то время даже в кардинальской коллегии было немало людей, разделявших подобные взгляды. При этом, разумеется, им и в голову не приходила мысль покинуть Церковь. О том, что протестантские идеи не совсем пленили Микеланджело и что он всё-таки сохранил верность своей первоначальной вере, свидетельствует тот факт, что на фреске некоторые люди возносятся на небеса, держась за чётки. Это означает, что, по мнению Микеланджело, с помощью молитв и добрых дел можно достичь многого. Вся фреска – это как бы напоминание о том, что с помощью молитвы и добрых дел ты окажешься на стороне жизни, устремлённой в небеса».
Особую выразительность фрески в Сикстинской капелле приобретают, когда там проходит конклав, на котором собравшиеся со всего мира кардиналы избирают нового Папу Римского. В 15 веке Папа Римский Сикст Четвёртый расширил до нынешних размеров Сикстинскую капеллу, в которой с того времени и стали проводиться конклавы. Правда, тогда она называлась просто Большая Часовня – Capella Magna.
«Большая Часовня служила кардиналам и жилищем во время конклава. Тогда в сегодняшней Сикстинской капелле для них устанавливались походные койки. А избрание Папы проходило в соседней часовне в папском дворце. Сегодня точно никто не знает, почему и когда Большая Часовня стала называться Сикстинской капеллой. С уверенностью можно сказать, что в 1670 году Папа Римский Климент Десятый был избран в Сикстинской капелле».
В своей речи по случаю завершения реставрационных работ в Сикстинской капелле Папа Римский Иоанн Павел Второй отметил:
«Сикстинская капелла всегда будет оставаться местом, которое каждому Папе будет напоминать об одном особом дне в его жизни. Для меня это – 16 октября 1978 года».
В 1996 году Папа Римский Иоанн Павел Второй внёс некоторые изменения в порядок проведения конклава. При этом он подтвердил, что проходить конклав должен именно в Сикстинской капелле.
«Фрески в Сикстинской капелле производят огромное впечатление. Я лично не могу себе представить, что такие мощные образы не оказывают никакого воздействия на участников конклава. Ведь в Сикстинской капелле кардиналы, которым предстоит избрать нового папу Римского, действительно оказываются перед судом, причём в прямом смысле этого слова. А это не может не подействовать на душевное состояние. Пожалуй, это и было главной причиной, почему папа Римский Иоанн Павел Второй в своей апостольской конституции указал, что самым достойным местом для процедуры избрания нового папы является именно Сикстинская капелла».
Фреска «Сотворение Адама» | Artrue
Описание знаковой фрески великого художника.
Анализ и интерпретация Сотворения Адама
Знаменитая фреска основывается на библейском сюжете из книги Бытия, и создавалась по заказу папы Юлия II, на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Знаковая работа является ключевой как для религиозного искусства, так и для эпохи Возрождения. Первоначальная концепция здания включала в себя лишь изображение двенадцати апостолов, однако, когда Микеланджело начал работу, расширил изначальную задумку, и к моменту завершения сумел изобразить более 300 фигур из классической мифологии, Ветхого Завета и книги Бытия, в которой Сотворение Адама является центральной фреской этой работы.
Созданная в 1511 году, работа иллюстрирует историю о том, как Бог наделяет жизнью Адама, первого мужчину на земле. Мощные образы показывают искру жизни, передаваемую из от пальца к пальцу, а непревзойденная графика наполняет композицию духовной и физической энергией.
Картина располагается в прямоугольнике размером примерно 3 на 6 метров. Слева мускулистая фигура Адама объединяет в себе все черты мужской красоты, а цветовая передача демонстрирует гармонию в человеческих пропорциях. Он медленно и лениво протягивает вялую левую руку к Богу — пожилому бородатому человеку, окруженному группой ангелов. Его лицо наполняет апатия, а энергии не хватает даже для того, чтобы полностью выпрямить руку. Жизненный заряд Господь передает своей правой рукой. Пальцы героев изображены на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга, что превосходно видно на нейтральном фоне. Стоит отметить, что в истории искусств это первый случай, когда Бог был расположен на картине горизонтально.
Символизм
Настолько популярная работа породила массу интерпретаций и трактовок. Некоторые историки и искусствоведы утверждают, что фигуры вокруг Бога олицетворяют человеческий мозг, в котором с анатомической точностью изображены его части. Другие предполагают, что красная ткань, окружающая Господа, символизирует человеческую матку, в то время как зеленый шарф внизу — свежесрезанную пуповину.
Однако, не на все вопросы, связанные с фреской, есть точные ответы. Масса теорий посвящена инициализации женщины по левую руку от Всевышнего. Возможно, она представляет еще не созданную Еву, что хоть и противоречит первоисточнику, все же имеет право на существование. Загадочная символика предполагает массу разрешений, но при этом порождает еще больше вопросов. Существует теория, что очертания Бога, в форме ровного овала, связанно с неполным эллипсом, который образует его творение.
Влияние на искусство
Сотворение Адама демонстрирует всю силу жеста в изобразительном искусстве, повлиявшего на многие современные произведения.
Страшный суд
Через четверть века после завершения потолочных шедевров Микеланджело был призван Климентом VII для создания фрески Страшный суд на алтарной стене. Вкупе с другими работами, она делает мастера не только одним из самых влиятельных художников своего времени, но и одним из самых известных живописцев за всю историю изобразительного искусства.
Картина Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – ItalianRenaissance.org
Микеланджело, потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512 гг., Фреска
Сикстинская капелла – одно из самых известных расписных внутренних помещений в мире, и практически вся эта слава связана с захватывающей дух росписью ее потолка примерно 1508-1512 годов. Часовня была построена в 1479 году под руководством Папы Сикста IV, который дал ей свое имя («Сикстинская» происходит от «Сикстуса»). Расположение дома очень близко к ул.Собор Святого Петра и двор Бельведер в Ватикане. Одна из функций помещения заключалась в том, чтобы служить местом сбора кардиналов католической церкви, чтобы они могли собраться для избрания нового Папы. Даже сегодня он используется для этой цели, в том числе на недавних выборах Папы Франциска в марте 2013 года.
Сикстинская капелла перед потолочной фреской Микеланджело
Первоначально сводчатый потолок Сикстинской капеллы был выкрашен в синий цвет и усыпан золотыми звездами.Стены были украшены фресками разных художников, в том числе Пьетро Перуджино, который в 1482 году написал Христа, доставляющего ключи Святому Петру.
В 1508 году папа Юлий II (правил в 1503-1513 годах) нанял Микеланджело для росписи потолка часовни, вместо того, чтобы оставить его таким, каким был. До этого времени Микеланджело приобрел известность благодаря своей работе в качестве скульптора, работая над такими великими произведениями, как Пьета и Давид. Однако его работа с кистью не очень ценилась.По словам Вазари, причина, по которой Юлий поставил перед Микеланджело такую высокую задачу, заключалась в подстрекательстве двух его художественных соперников, художника Рафаэля и архитектора Браманте. Вазари говорит, что эти двое надеялись, что Микеланджело потерпит неудачу, так как он менее привык к живописи, чем к скульптуре, или, в качестве альтернативы, он настолько рассердится на Юлия, что он вообще захочет уехать из Рима.
Микеланджело, Ной и Потоп, потолок Сикстинской капеллы
Однако вместо того, чтобы упасть лицом вниз, Микеланджело справился с задачей создать один из шедевров западного искусства.Программа потолка, которая, вероятно, была сформулирована с помощью теолога из Ватикана, сосредоточена вокруг нескольких сцен из Ветхого Завета, начиная с Сотворения Мира и заканчивая историей Ноя и Потопа. Картины ориентированы так, чтобы смотреть на них правой стороной вверх, зритель должен быть лицом к алтарю на дальней стороне алтарной стены. Последовательность начинается с Сотворения над алтарем и продвигается к входу в часовню с другой стороны комнаты.
Микеланджело начал рисовать в 1508 году и продолжал до 1512 года. Он начал с росписи фрески Ноя (входная сторона часовни), но как только он закончил эту сцену, он снял строительные леса и взял то, что он закончил. Понимая, что фигуры слишком малы, чтобы служить своей цели на потолке, он решил использовать более крупные фигуры в своих последующих фресках. Таким образом, по мере того, как картины перемещались к алтарной стороне часовни, фигуры становились больше и выразительнее в движении.Две из самых важных сцен на потолке – это его фрески, изображающие Сотворение Адама и Падение Адама и Евы / Изгнание из Сада.
Чтобы обрамить центральные сцены Ветхого Завета, Микеланджело нарисовал вымышленную архитектурную лепку и поддерживающие статуи по всей длине часовни. Они были окрашены в гризайль (сероватый / однотонный цвет), что придавало им вид бетонных светильников.
Под вымышленной архитектурой находятся еще несколько ключевых фигур, нарисованных как часть потолочной программы.Эти фигуры расположены в треугольниках над арочными окнами, более крупные сидящие фигуры – между треугольниками. В первую группу входят ветхозаветные люди, такие как Давид, Иосия и Иессей – все они, как считалось, были частью человеческого происхождения Христа. Они дополняли портреты пап, которые были нарисованы ниже на стенах, поскольку папы служили наместниками Христа. Таким образом, связи с Христом – как до, так и после – воплощены в этих картинах, которые начинаются на потолке и продолжаются до стен.
Цифры между треугольниками включают два разных типа фигур – ветхозаветных пророков и языческих сивиллов. Гуманисты эпохи Возрождения были бы знакомы с ролью сивиллов в древнем мире, предсказавших пришествие спасителя. Для христиан шестнадцатого века это языческое пророчество было истолковано как исполнение в приходе Христа на землю. Оба пророка Ветхого Завета и классической культуры, таким образом, предсказывали приход одного и того же Мессию, и они изображены здесь.Одна из этих сивилл, ливийская сивилла, особенно примечательна своей скульптурной формой. Она сидит на одежде, положенной на сиденье, и поворачивается, чтобы закрыть книгу. Ее вес ложится на пальцы ног, и она смотрит через плечо вниз, в сторону алтаря в часовне. Микеланджело заставил сивиллу откликнуться на среду, в которую она была помещена.
Говорят, что когда Микеланджело рисовал, он, по сути, писал скульптуру на своих поверхностях. Это явно относится к потолку Сикстинской капеллы, где он нарисовал монументальные фигуры, воплощающие силу и красоту.
Обязательно посетите фрески Микеланджело в Сикстинской капелле
Потолок Сикстинской капеллы | © WikiCommons
Неоценимый расписанный фресками потолок Сикстинской капеллы Микеланджело является одним из величайших произведений искусства в мире и важной достопримечательностью искусства Высокого Возрождения. Ему было поручено расписать потолок спустя десятилетия после того, как была построена часовня, и он написал свою знаменитую сцену Страшного суда только через 25 лет после потолка.Читайте дальше, чтобы узнать немного об истории и взглянуть на его самые известные фрески.
Высокая Сикстинская капелла была построена между 1477 и 1480 годами папой Сикстом IV, а роспись потолка была заказана папой Юлием II несколько десятилетий спустя. Микеланджело, знаменитый скульптор, а не художник, сначала не хотел браться за проект, но Папа был настойчив. В конце концов, он работал над ним в течение четырех лет, с 1508 по 1512 год. Фрески на стене часовни уже были выполнены другими ведущими художниками того времени, включая Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Рафаэля.Различные картины иллюстрируют доктрину католической церкви, демонстрируют потребность человечества в спасении через Христа и изображают множество историй Ветхого и Нового Заветов.
Сикстинская капелла | © WikiCommons
Центром часовни является потолок, который представляет Ветхий Завет, включая Сотворение, Падение Человека, Обетование спасения через пророков и жизнь Иисуса. Девять центральных панелей являются самыми известными и конкретно изображают Книгу Бытия, от сотворения Богом Земли и человечества до истории Ноя и Великого Потопа.В общей сложности потолок включает 343 фигуры, демонстрирующие возвышенный талант Микеланджело в рисовании человеческих фигур в различных формах и позах, оказывая сильное влияние на будущих художников.
Схема потолка Сикстинской капеллы | © WikiCommons
Микеланджело прокладывал себе путь в обратном направлении через панели, начиная с Великого Потопа и Ноева ковчега и заканчивая сотворением мира Богом, потому что он верил, что его техника к тому времени будет достаточно усовершенствована, чтобы он мог попытаться изобразить божественное. Это был первый раз, когда Бог был изображен как мускулистый, бородатый, человеческий мужчина, который изменил ход религиозной живописи.
Первый день творения | © WikiCommons
Сотворение Солнца и | © WikiCommons
Фреска Сотворения Адама, на которой Бог вдыхает жизнь в Адама, является центральным элементом часовни и является одним из наиболее воспроизводимых изображений в мире. Он изображает Бога, создающего человечество по своему подобию, и тот факт, что руки не соприкасаются, кажется, подчеркивает тот факт, что Бог является подателем жизни и что Адам еще не получил ее – если бы двое были изображены касающимися, это означало бы, что они были равны .
Сотворение Адама | © WikiCommons
Сотворение Евы | © WikiCommons
Падение Адама и Евы и их изгнание из Эдемского сада | © WikiCommons
Другая известная фреска Микеланджело – «Страшный суд», написанная на алтаре Сикстинской капеллы между 1535 и 1541 годами. Она была заказана Папой Климентом VII, а после его смерти курировал его преемник Папа Павел IV. Огромная картина иллюстрирует второе пришествие Христа и последний суд всего человечества Богом.Христос изображен в центре фрески в окружении Святых, в том числе Петра, Павла и Иоанна Крестителя, когда души внизу получают свой вечный суд. Спасенные поднимаются налево, а проклятые спускаются направо.
Страшный суд | © WikiCommons
Потолок Сикстинской капеллы – Smarthistory
Микеланджело, Потолок Сикстинской капеллы, 1508-12, фреска (Ватикан, Рим)
В гостях у часовни
Микеланджело, Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512, фреска (Ватикан, Рим) (фото: Скотт Шерилл-Микс, CC BY-NC 2.0)
Для того, чтобы любой посетитель Сикстинской капеллы Микеланджело, две особенности сразу становятся очевидными и неоспоримо: 1) потолок действительно высок, и 2) есть много картин там. Из-за этого столетия передали нам изображение Микеланджело, лежащего на спине, вытирающего пот и пластырь с глаз, когда он трудился год за годом, подвешиваясь в воздухе на сотни футов, неохотно выполняя поручение, которое он никогда не делал. хотел принять в первую очередь.
К счастью для Микеланджело, это, вероятно, неправда. Но это нисколько не умаляет того факта, что фрески, занимающие весь свод, являются одними из самых важных картин в мире.
Микеланджело, потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512, фреска (Ватикан, Рим)
Для Папы Юлия II
Реконструкция Сикстинской капеллы до фресок Микеланджело (фото: общественное достояние)
Микеланджело начал работу над фресками для Папы Юлия II в 1508 году, заменив голубой потолок, усеянный звездами.Первоначально папа попросил Микеланджело расписать потолок геометрическим орнаментом и разместить двенадцать апостолов в виде пеленок вокруг украшения. Вместо этого Микеланджело предложил нарисовать сцены Ветхого Завета, которые сейчас находятся в хранилище, разделенные на вымышленную архитектуру, которую он использует для организации композиции.
Схема предметов Сикстинской капеллы
Сюжет фресок
Рассказ начинается у алтаря и разделен на три части.В первых трех картинах Микеланджело рассказывает историю «Сотворение небес и земли» ; за ним следует Сотворение Адама и Евы и Изгнание из Эдемского сада ; наконец, это история Ноя года и Великого Потопа года.
Игнуди, или обнаженные юноши, сидят в вымышленной архитектуре вокруг этих фресок, и их сопровождают пророки и сивиллы (древние провидцы, которые, согласно преданию, предсказывали пришествие Христа) в спандрелах.В четырех углах комнаты, на подвесках, можно увидеть сцены, изображающие Спасение Израиля.
Микеланджело, Сотворение Адама , Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512, фреска (Ватикан, Рим)
Всемирный потопХотя самая известная из этих фресок, без сомнения, Сотворение Адама , репродукции которой стали повсеместными в современной культуре благодаря драматическому расположению двух монументальных фигур, тянущихся друг к другу, не все фрески написаны в этом стиле. Фактически, первые фрески, написанные Микеланджело, содержат несколько фигур, гораздо меньших по размеру, вовлеченных в сложные повествования. Лучше всего это можно проиллюстрировать на его картине Всемирный потоп .
Микеланджело, Всемирный потоп , Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512, фреска (Ватикан, Рим)
Деталь, Микеланджело, Всемирный потоп , потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512, фреска (Ватикан, Рим)
На этой фреске Микеланджело использовал физическое пространство воды и неба, чтобы разделить четыре отдельные части повествования.В правой части картины группа людей ищет убежище от дождя под импровизированным убежищем. Слева еще больше людей поднимается на гору, чтобы спастись от поднимающейся воды. В центре небольшая лодка вот-вот перевернется из-за непрекращающегося ливня. А на заднем плане команда мужчин работает над построением дуги – единственной надежды на спасение.
Микеланджело, Сцены творчества , Потолок Сикстинской капеллы, 1508-12, фреска (Ватикан, Рим) (фото: Деннис Джарвис)
Вблизи эта картина сталкивает зрителя с отчаянием тех, кто вот-вот погибнет в потопе, и заставляет усомниться в справедливости Бога в уничтожении всего населения земли, за исключением Ноя и его семьи, из-за грехов нечестивых. К сожалению, использование маленьких, плотно сгруппированных фигур на полу часовни подрывает эмоциональное содержание и усложняет восприятие истории.
Смена стиля
В 1510 году Микеланджело сделал годичный перерыв в росписи Сикстинской капеллы. Фрески, написанные после этого перерыва, характерно отличаются от тех, что он написал до этого, и символизируют то, что мы думаем, когда представляем себе картины Сикстинской капеллы. Это картины, такие как « Сотворение Адама» , где повествования были сокращены до основных фигур, изображенных в монументальном масштабе.Благодаря этим изменениям Микеланджело способен передать сильное чувство эмоциональности, которое можно ощутить с пола часовни. Действительно, внушительная фигура Бога на трех фресках, иллюстрирующих отделение тьмы от света и сотворение неба и земли, излучает силу по всему его телу, а его драматические жесты помогают рассказать историю Бытия без добавления посторонних деталей. .
Сивиллы
Микеланджело, Дельфийская Сивилла , потолок Сикстинской капеллы, 1508-12, фреска (Ватикан, Рим)
Эту новую монументальность можно также почувствовать в фигурах сивиллов и пророков в пеленах, окружающих хранилище, которые, по мнению некоторых, основаны на Belvedere Torso , древней скульптуре, которая тогда была и остается в коллекции Ватикана. .Одна из самых известных фигур – это Дельфийская Сивилла (слева).
Общая круглая композиция тела, которая перекликается с контурами ее вымышленного архитектурного антуража, усиливает ощущение скульптурного веса фигуры.
У нее мощные руки, внушительный вес, левый локоть и колено входят в пространство зрителя. В то же время Микеланджело наделил Дельфийскую Сивиллу изяществом и гармонией пропорций, а ее внимательное выражение лица, а также положение левой и правой руки напоминают Давид художника .
Микеланджело, Ливийская Сивилла , потолок Сикстинской капеллы, 1508-12, фреска (Ватикан, Рим)
Ливийская Сивилла (слева) также является образцовой. Несмотря на то, что она находится в искривленном положении, которое было бы практически невозможным для настоящего человека, Микеланджело, тем не менее, казнит ее с помощью спреззатуры (обманчивая легкость), которая станет типичной для маньеристов, которые тщательно смоделировали свою работу по его образцу.
Гераклит, черты которого основаны на образе Микеланджело, а его сидящая поза основана на фресках Микеланджело на фресках Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы (фрагмент), Рафаэль, Афинская школа , 1509-11, Станца делла Сегнатура (Ватикан , Рим)
Неудивительно, что Рафаэль, пораженный гением Сикстинской капеллы, поспешил обратно в свою Афинскую школу в Ватиканской Станце и вставил массивное монументальное изображение Микеланджело, сидящее у подножия ступеней школы.
Наследие
Микеланджело завершил строительство Сикстинской капеллы в 1512 году. Ее значение в истории искусства трудно переоценить. Он превратился в настоящую академию для молодых художников, положение, которое закрепилось, когда Микеланджело вернулся в часовню двадцать лет спустя, чтобы исполнить фреску «Страшный суд» на стене алтаря.
Часовня недавно подверглась неоднозначной очистке, которая снова высветила ювелирную палитру Микеланджело, его мастерство светотени и дополнительные иконологические детали, которые продолжают очаровывать современных зрителей даже через пятьсот лет после завершения первоначальной фрески. Неплохо для художника, который настаивал, что он не художник.
1. На схеме не учитываются четыре угловых рисунка, обозначенных лавандой. Четыре сцены представляют собой спасение еврейского народа.
Дополнительные ресурсы:
Эта картина в музеях Ватикана
Панорама Сикстинской капеллы из Ватикана
фресковая живопись | история, метод и примеры
Фресковая роспись , метод нанесения красителей на водной основе на свежеуложенную штукатурку, обычно на поверхности стен.Краски, полученные путем измельчения сухих порошковых пигментов в чистой воде, высыхают и закрепляются вместе со штукатуркой, становясь неотъемлемой частью стены. Роспись фресками идеальна для создания фресок, потому что она поддается монументальному стилю, долговечна и имеет матовую поверхность.
Фреска ТореадораФреска Тореадора , отреставрированная настенная живопись из дворца в Кноссе, Крит, ок. 1550 г. до н. Э .; в Археологическом музее, Ираклион, Крит. Высота (с бордюрами) 81 см.
SCALA / Art Resource, Нью-ЙоркПодробнее по этой теме
картина: Фреска
Фреска (итал. «Свежий») – традиционный материал для рисования непосредственно на стене или потолке. Это самая старая из известных картин …
Буон, или «настоящая» фреска, является наиболее прочной техникой и состоит из следующего процесса. На стену притирают три последовательных слоя специально подготовленной штукатурки, песка, а иногда и мраморной пыли.Наносится каждый из первых двух грубых слоев, а затем дается возможность затвердеть (высохнуть и затвердеть). Тем временем художник, выполнивший натурную карикатуру (подготовительный рисунок) рисунка, который нужно нарисовать, переносит на стену контуры рисунка с начертания рисунка. Последний гладкий слой штукатурки ( intonaco ) наносится на столько стены, сколько можно покрасить за один сеанс. Границы этой области аккуратно ограничиваются по контурным линиям, чтобы края или стыки каждого последующего участка свежей штукатурки были незаметны.Эти разделы называются giornate , «дневная работа». Затем начертание проводится против свежего intonaco и тщательно совмещается с соседними участками окрашенной стены, а его соответствующие контуры и внутренние линии наносятся на свежую штукатурку; этот слабый, но точный рисунок служит ориентиром для раскрашивания изображения в цвет.
Правильно приготовленный intonaco будет удерживать влагу в течение многих часов. Когда художник разбавляет свои краски водой и наносит их мазками на штукатурку, цвета впитываются в поверхность, а по мере высыхания и схватывания стены частицы пигмента связываются или цементируются вместе с частицами извести и песка.Это дает цветам большую стойкость и устойчивость к старению, поскольку они являются неотъемлемой частью поверхности стены, а не наложенным на нее слоем краски. Фресковая среда предъявляет высокие требования к техническим навыкам художника, поскольку он должен работать быстро (пока штукатурка мокрая), но не может исправлять ошибки путем перерисовки; это должно быть выполнено на свежем слое штукатурки или методом secco.
Джотто: РождествоРождество , фреска Джотто, ок.1305–06, изображающие рождение Иисуса; в капелле Скровеньи, Падуя, Италия.
ART Collection / AlamyFresco secco («сухая фреска») – это процесс, который избавляет от сложной подготовки стены с помощью влажной штукатурки. Вместо этого сухие, готовые стены пропитываются известковой водой и окрашиваются во влажном состоянии. Краски не проникают в штукатурку, а образуют поверхностную пленку, как и любая другая краска. Secco полезен для детальной живописи и для ретуши истинной фрески.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишись сейчасПроисхождение фресковой живописи неизвестно, но она использовалась еще во времена минойской цивилизации (в Кноссе на Крите) и древними римлянами (в Помпеях). Итальянское Возрождение было великим периодом фресковой живописи, что видно в работах Чимабуэ, Джотто, Мазаччо, Фра Анджелико, Корреджо, которые отдавали предпочтение технике сотто в су («снизу вверх») _, и многих других художников. с конца 13 до середины 16 века. Картины Микеланджело в Сикстинской капелле и фрески Рафаэля Станца в Ватикане – самые известные из фресок.Однако к середине XVI века фрески в значительной степени были вытеснены масляной живописью. Техника была возрождена в 20 веке Диего Риверой и другими мексиканскими художниками-монументалистами, а также Франческо Клементе.
|
Узнайте 7 фактов о Сикстинской капелле
Потолок Сикстинской капеллы Микеланджело – одно из самых влиятельных произведений искусства всех времен и основополагающее произведение искусства эпохи Возрождения. Расписанный прямо на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, шедевр изображает ключевые сцены из Книги Бытия. Сложные повествования и искусно нарисованные человеческие фигуры ошеломили зрителей, когда картина была впервые представлена публике в 1512 году и продолжает впечатлять тысячи паломников и туристов со всего мира, которые посещают часовню каждый день.
Ниже приведены семь важных фактов о потолке Сикстинской капеллы и его создании.
Картины были заказаны Папой Юлием II
В 1508 году папа Юлий II (также известный как Джулио II и «ужасный папа» ) попросил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы.Юлий был полон решимости восстановить Рим до его былой славы и начал энергичную кампанию для выполнения этой амбициозной задачи. Он чувствовал, что такое художественное великолепие не только добавит блеска его собственному имени, но и заменит все, что сделал Папа Александр VI (соперник Борджиа и Юлиуса).
Микеланджело написал более 5000 квадратных футов фресок
Потолок имеет длину около 131 фута (40 метров) и ширину 43 фута (13 м). Хотя эти цифры округлены, они демонстрируют огромный масштаб этого нетрадиционного полотна.Фактически, Микеланджело написал более 5000 квадратных футов фресок.
Панно изображает больше, чем просто сцены из Книги Бытия
На хорошо известных центральных панелях потолка изображены сцены из Книги Бытия, от сотворения мира до грехопадения и вскоре после Ноева потопа. Однако с каждой из этих сцен с обеих сторон расположены огромные портреты пророков и сивилл, предсказавших приход Мессии. Вдоль дна этих украшений размещены пеленки и люнеты, на которых изображены предки Иисуса и рассказы о трагедиях древнего Израиля.Повсюду разбросаны фигурки меньшего размера, херувимы и ignudi, (обнаженные). Всего на потолке более 300 нарисованных фигур.
Микеланджело был скульптором, а не художником
Микеланджело считал себя скульптором и предпочитал работать с мрамором почти любому другому материалу. До потолочных фресок единственная картина, которую он написал, была во время его краткого пребывания в качестве студента в мастерской Гирландайо.
Юлий, однако, был непреклонен, чтобы Микеланджело – и никто другой – расписал потолок часовни.Чтобы убедить его, Юлий предложил Микеланджело в качестве награды чрезвычайно прибыльный заказ на создание 40 массивных фигур для его гробницы, проект, который понравился Микеланджело гораздо больше, учитывая его художественный стиль.
Картины заканчивались четыре года
Микеланджело потребовалось чуть более четырех лет, с июля 1508 года по октябрь 1512 года, чтобы закончить картины. Микеланджело никогда раньше не писал фресок и учился этому ремеслу во время работы. Более того, он выбрал для работы buon fresco , самый сложный метод, обычно предназначенный для настоящих мастеров.Он также должен был изучить несколько ужасно сложных приемов перспективы, а именно рисовать фигуры на изогнутых поверхностях, которые кажутся «правильными», если смотреть с высоты почти 60 футов.
Работа претерпела множество других неудач, в том числе плесень и плохую влажную погоду, препятствовавшую отверждению штукатурки. Проект еще больше застопорился, когда Юлий ушел воевать, и снова, когда он заболел. Проект потолка и любая надежда Микеланджело на оплату часто оказывались под угрозой, пока Юлиус отсутствовал или был при смерти.
Микеланджело на самом деле не рисовал лежа
Хотя в классическом фильме «Агония и экстаз », «» Микеланджело (которого играет Чарльтон Хестон) рисует фрески на своей спине, настоящий Микеланджело не работал в этой позиции. Вместо этого он задумал и сконструировал уникальную систему строительных лесов, достаточно прочную, чтобы удерживать рабочих и материалы, и достаточно высокую, чтобы можно было праздновать мессу внизу.
Строительные леса изгибались вверху, имитируя кривизну свода потолка.Микеланджело часто приходилось наклоняться назад и рисовать поверх головы – неловкое положение, которое наносило непоправимый ущерб его зрению.
У Микеланджело были помощники
Микеланджело получил и заслуживает похвалы за весь проект. Полный дизайн был его. Эскизы и карикатуры для фресок были полностью его рукой, и он сам выполнил большую часть фактической картины.
Однако видение трудящегося Микеланджело, одинокой фигуры в пустой часовне, не совсем верно.Ему нужно было много помощников, хотя бы для того, чтобы смешивать краски, подниматься и спускаться по лестнице и готовить дневную штукатурку (неприятное дело). Иногда , талантливому помощнику можно доверить участок неба, кусочек пейзажа или фигуру настолько маленькую и незначительную, что ее трудно различить снизу. Однако все они были созданы из его мультфильмов, и темпераментный Микеланджело нанимал и увольнял этих помощников на такой регулярной основе, что ни один из них не мог претендовать на какую-либо часть потолка.
Источники и дополнительная литература
- Грэм-Диксон, Эндрю. «Микеланджело и Сикстинская капелла». Нью-Йорк: Skyhorse Publishing, 2009.
- Монфасани, Джон. «Описание Сикстинской капеллы при Папе Сикстусе IV». Artibus et Historiae 4.7 (1983): 9–18. Распечатать.
- Остров, Стивен Ф. «Искусство и духовность в контрреформационном Риме: Сикстинская и Павлинская капеллы в Санта-Мария-Маджоре». Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1996.
Видение Небес: Интервью с экспертом по Микеланджело Уильямом Э. Уоллесом (Часть II)
«Никто не забывает пережить опыт шага через маленький дверной проем в бескрайние просторы часовни и неумолимо устремленных к небу взоров».
Д-р Уильям Э. Уоллес
«Даже в быстро меняющемся мире быстрых изменений и технологических чудес Потолок заставляет нас задуматься, восхищаясь творческим воображением и колоссальными достижениями одного человека.Никто не забывает о том, как шагнуть через маленький дверной проем в бескрайние просторы часовни и неумолимо устремить свой взор к небу », – красноречиво предлагает доктор Э. Уильям Уоллес.
Я сам побывал в Сикстинской капелле и могу согласиться с этим субъективным опытом. При рассмотрении предмета этого незабываемого произведения искусства нужно смотреть в небо. Во второй части этой серии, посвященной Микеланджело, мы исследуем вдохновленные Богом сюжеты, которые Микеланджело нарисовал в Сикстинской капелле.
Изначально Папа Юлий II хотел, чтобы Микеланджело написал двенадцать апостолов. По словам Росса Кинга, в его книге « Микеланджело и потолок папы » Микеланджело хотел и дальше делать больше с человеческой формой:
«[Папа] дал [Микеланджело] указание нарисовать Двенадцать апостолов… Микеланджело явно все еще не был удовлетворен своими усилиями. Его главная проблема с предложенной схемой заключалась в том, что, помимо Двенадцати Апостолов, у него было очень мало возможностей исследовать свой интерес к человеческой форме.»(Король 58, 59).
Человеческая форма представляла беспрецедентный потенциал для выражения божественного. Микеланджело, заинтересованный в полном объеме взаимоотношений человека с божественным, становился все более и более амбициозным в своем дизайне Сикстинского потолка. Однако возникла проблема: любому, кто создавал что-либо для Сикстинской капеллы, требовалось, чтобы их проекты были одобрены официальным теологом Папы.
Микеланджело решил обсудить эти вопросы с самим папой.Кинг заявляет: «Как всегда дерзко и откровенно [Микеланджело] жаловался на то, что проект, предложенный Его Святейшеством, окажется cosa povera (бедняжка). На этот раз Юлий, кажется, согласился без особых аргументов. Он просто пожал плечами, а затем, по словам Микеланджело, дал ему полную свободу действий для разработки собственной программы. «Он дал мне новое поручение, – писал позже художник, – делать то, что мне нравится» »(King 60).
Во время нашего интервью доктор Уоллес сказал мне:
«Это великий вопрос, который никто не смог решить за 500 лет: в какой степени Микеланджело имел свободу и сколько ему было велено делать? Я думаю, это началось с того, что Папа [сказал]: «Хорошо, давайте сделаем двенадцать апостолов. «Наши ранние рисунки показывают, что Микеланджело… думал о гораздо более простом дизайне [с] большей геометрией и несколькими фигурами… Когда он начал, он стал более амбициозным, и это… типично для Микеланджело. Как только он начинает и примиряется с проектом, он имеет тенденцию увеличивать амбиции. Итак, в какой момент конструкция стала намного сложнее? Мы не знаем точно … я думаю … Микеланджело приходит к [папе] и говорит: «Я думаю, мы можем сделать что-то более впечатляющее», а папа говорит: «Да, давай, сделай это».«Я не думаю, что Микеланджело говорили, что делать».
Все свидетельства, кажется, указывают на то, что Микеланджело имел свободу создавать желаемый дизайн. Он хотел исследовать выразительную божественность человеческой формы. Он полностью преобразовал первоначальное стремление папы к двенадцати апостолам в «[одно] одно из самых больших собраний изображений, когда-либо запланированных… [которое] в конечном итоге будет включать более 150 отдельных графических единиц и более трехсот отдельных фигур». (Король 65).
Какие изменения внес Микеланджело? В чем заключались его амбициозные идеи относительно Сикстинской капеллы? По словам Кинга, «[Апостолов] заменили… семь пророков из Ветхого Завета и пять сивиллов из языческой мифологии. Над этими фигурами, на прямоугольных панелях, идущих вдоль хребта свода, будут девять эпизодов из Книги Бытия. Между тем на спанделях и люнетах будут изображены портреты предков Христа – довольно необычный сюжет, а на подвесках – еще четыре сцены из Ветхого Завета »(Цар. 64).
Я спросил доктора Уоллеса: «Почему Микеланджело внес эти изменения? Например, почему он включил пять сивилл из языческой мифологии в христианскую часовню? »
Доктор Уоллес ответил:
«Сикстина – это … не просто девять историй из Книги Бытия … Это целый рог изобилия творения. Это все. Это не разделение между христианством и язычеством. Это творение Бога, [и] он создал языческую древность до того, как создал христианство … Он создал мир. Сивиллы – двойники пророков: они были языческим миром до прихода христианства. Таким же образом, как у нас есть языческие сивиллы [на Сикстине], у нас есть еврейские сказки на Сикстине. Сикстинец – не христианин, иудей или [или] язычник, это все творение “.
Деталь «Сотворения Адама» между 1508-1512 годами Микеланджело. Фреска, Сикстинская капелла, Ватикан. (Public Domain)Одно из самых знаковых изображений в мире – Сотворение Адама . Микеланджело изобразил Адама в момент его пробуждения, после чего он встречает своего создателя.Лежащий Адам с тоской смотрит в глаза Богу и протягивает руку, чтобы коснуться Бога. Бог – вместе с будущими, библейскими персонажами, которые его окружают – с огромной энергией движется к Адаму. Довольный своим творением, Бог протягивает руку, чтобы коснуться Адама.
Пространство между пальцами Адама и Бога так близко, но так далеко: «Несколько сантиметров, разделяющих кончики их пальцев, – величайшая остановка времени и повествования в истории искусства», – говорит д-р Уоллес (103). Если бы только Адам выдвинул немного больше энергии, если бы он протянул еще немного, кажется, что он прикоснется к Богу, и разделение между ними перестанет существовать.
Но почему Микеланджело рисует Бога? Иисуса часто рисуют в западном искусстве, но Бога рисуют редко. Доктор Уоллес сказал мне:
«Это Бог и начало творения Бога, и он заслуживает того, чтобы его нарисовали. В более раннем христианском искусстве верно то, что Бог не изображен или это просто Его рука или что-то в этом роде. Так что очень смело представлять, как выглядит Бог … Микеланджело дал нам образ Бога, который стал канонической идеей того, как Бог выглядит для многих людей в мире.”
Микеланджело рисует Бога не один, а несколько раз вдоль центральной оси Сикстинского потолка. Центральный корешок содержит девять отдельных сцен из Книги Бытия, которые изображают сотворение неба и земли, сотворение людей, изгнание из сада зла, а также Ноя и великое потоп. Микеланджело хотел, чтобы мы «вошли в часовню под сценой года опьянения Ноя и пошли в обратном хронологическом порядке к творению и, по аналогии, от нашего нынешнего грешного состояния к обновлению веры у алтаря. »(Уильямс 102).
Сикстинский потолок между 1508-1512 годами работы Микеланджело. Фреска, Сикстинская капелла, Ватикан. (Общественное достояние)По обе стороны от хребта потолка расположены языческие сивиллы и еврейские пророки. Считается, что сивиллы и пророки пророчествовали о приходе Мессии. Эти двенадцать фигур изображены пишущими, читающими и думающими и сопровождаемыми помощниками, «подобными видимым мыслям», которые помогают им в их задачах (Уоллес 103).
«Ливийская Сивилла», деталь Сикстинского потолка между 1508-1512 годами работы Микеланджело.Фреска, Сикстинская капелла, Ватикан. (Public Domain)Четыре угла содержат «четыре сцены победы над угнетением, служащие ветхозаветными прообразами триумфа Христа». (Уоллес 105). Эти четыре угла немного более жестокие, чем остальная часть потолка, и изображают испытания и невзгоды людей на их пути к свободе.
Страшный суд
«Страшный суд» между 1536 и 1541 годами Микеланджело. Фреска, алтарная стена, Сикстинская капелла, Ватикан. (Public Domain)Спустя двадцать пять лет после росписи Сикстинского потолка Микеланджело приступает к росписи Страшный суд . Исторически сложилось так, что «Страшный суд» было бы одним из первых изображений, увиденных, когда кто-то вошел в часовню, напоминанием о том, что все действия имеют последствия.
«Святой Варфоломей», фрагмент «Страшного суда» между 1536 и 1541 годами Микеланджело. Фреска, алтарная стена, Сикстинская капелла, Ватикан. (Public Domain)Микеланджело изображает Христа в окружении святых и реликвий в верхней части композиции.Ниже представлены демоны, которые тянут грешников в ад. Микеланджело, похоже, включил свои собственные черты во плоть, которую держит святой Варфоломей:
«Прямо под Христом святой Варфоломей хранит следы своих ужасных мучений: нож и содранную кожу. В странной форме подписи Микеланджело изобразил собственные искаженные черты в мягких складках эпидермиса Варфоломея. Возможно, осознавая невероятное высокомерие представления эсхатологических вещей, Микеланджело изображает себя отброшенным кусочком плоти, тонко удерживаемым над адом, но в святых руках. »(Уоллес 186).
«Царь Минос», фрагмент «Страшного суда» между 1536 и 1541 годами Микеланджело. Фреска, алтарная стена, Сикстинская капелла, Ватикан. (Общественное достояние)Микеланджело, однако, не только нарисовал свое подобие, но также, возможно, нарисовал портрет Бьяджо де Чезена, папского секретаря, в аду. Доктор Уоллес рассказал мне, почему Микеланджело так нарисовал папского секретаря:
«[Бьяджо де Чезена] жалуется, что Микеланджело поместил все эти обнаженные тела в « Страшный суд ».Итак, Микеланджело рисует его в дальнем углу ада [как царь Минос, судья мертвых в преисподней]. [Чезена идет] к Папе и [жалуется]: «Микеланджело нарисовал мой портрет на Страшном суде». Папа говорит: «Хотя я имею некоторую юрисдикцию над небесами, я не имею власти над адом». Это одна из тех историй, которые Я бы сказал… если это неправда, это должно быть правдой. Это так замечательно. И тем не менее мы повторяем эту историю, правда она или нет, она нам так нравится, мы так к ней относимся. Давай будем повторять это ».
Более чем 300 рисунков Микеланджело изображает восхождение праведников и суд зла на алтарной стене. 500 лет спустя Сикстинская капелла напоминает нам о том, что значит творить с божественным вдохновением.
Микеланджело был художником, который не был художником. Он не умел расписывать фрески, но это не помешало ему амбициозно переделать Сикстинский потолок. Я думаю, что его амбиции не обязательно были направлены исключительно на его собственную выгоду, но были направлены через его уважение к искусству и божественному предмету.
Потребность Микеланджело создавать великие произведения искусства, вдохновленные Богом, раскрывает аспекты его мастерства. Вот почему он есть и будет художником, у которого мы, новые мастера, можем учиться. Как говорит Вазари:
«Это для нашего искусства образцовая и величественная манера живописи, посланная Богом людям на земле, чтобы они могли увидеть, как работает Судьба, когда умы спускаются с высот Небес на землю и вселили в них божественную благодать.