Эдвард Мунк «Поцелуй». Описание картины
Для Мунка характерным было возвращение при написании картин к уже проработанным сюжетам. Не стало исключением и полотно «Поцелуй». Время написания первых его вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни».
Мрачная и отталкивающая с одной стороны, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайны его притягательности.
Между тем сюжет необычайно прост и до Мунка был привлекателен художникам всех эпох. Особенно оценили бы его мастера кокетливой эпохи рококо. Отгородившись от мира тонкой занавеской, влюбленная пара слилась в страстном поцелуе. В свете сумерек эти двое наслаждаются друг другом, позабыв обо всем на свете. Порыв страсти, эмоциональный накал исходят от них электрическими волнами, которые мастеру удалось отразить на холсте с помощью характерного искажения пространства.
Художник сознательно не прописывает лица и тела влюбленных. Разве для любви важны черты лица и силуэты фигуры, положение в обществе и достаток? Только эмоции, только чувства, переживания и накал страстей – любовь, по мнению художника, должна существовать только на духовном уровне.
Цветовая гамма работы не отличается разнообразием, и редкие цветовые акценты в несколько раз усиливают темпераментность полотна. Так, обозначив ярким оранжевым цветом детали женской одежды, Мунк создал атмосферу таинственности и некоторой фантастичности происходящего.
Скупость цветовой палитры картины компенсируется выразительностью линий, пластичностью и грациозностью фигур, размытых очертаний слившихся в единое целое лиц.
В момент этого страстного поцелуя все вокруг кажется глупым и лишенным смысла. Внешний мир – ничто, и Мунк подчеркивает это, оставляя его за занавеской. Только крохотный кусочек открытого окна напоминает о существовании общества – безликого, пустого социума. Общества, в котором живут маленькие, никчемные, но довольные собой человечки, как тот, что горделиво вышагивает на улице за чуть приоткрытой занавеской.
Картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Поцелуй» 1897 г. Холст, масло. 99 x 81 см. Музей Мунка, Осло, Норвегия
«Любовники» Рене Магритта
Рене Магритт. «Любовники». 1928. Фото: The Museum of Modern Art (MOMA), New York
Рене Магритт ненавидел, когда искусствоведы трактовали его работы. Так и одна из самых загадочных его картин — «Любовники» 1928 года — осталась без авторских комментариев, а у зрителей и ученых появился простор для интерпретаций. Последние трактуют образы в мрачном свете: они видят в картине отсылку к подростковым страданиям художника, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова утопленницы была обмотана подолом ночной сорочки). А любители искусства видят в ней более очевидный смысл. По их версии, влюбленные со скрытыми лицами говорят о том, что любовь слепа, они не видят ничего вокруг: ни истинных лиц своих любовников, ни себя. Не видим лиц ослепленных любовью героев и мы, зрители.
«Леда, ласкаемая лебедем» Микеланджело
Микеланджело. «Леда, ласкаемая лебедем, с Кастором и Поллуксом». 1529–1530. Рисунок к несохранившейся картине. Фото: Le Gallerie degli Uffizi, Firenze
«Леда и лебедь» — мифологический сюжет, изображающий супругу спартанского царя Тиндарея Леду в процессе совокупления с принявшим обличье лебедя Зевсом. Считалось, что от Зевса у Леды было две дочери, Клитемнестра и Елена, из-за которой, как известно, началась Троянская война. В силу своего эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве Чинквеченто — в начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Антонио да Корреджо (до наших дней сохранилась только «Леда» Корреджо).
Изначально «Леда» Микеланджело предназначалась для герцога Феррарского, но затем мастер подарил ее своему ученику Антонио Мини, который увез работу во Францию и продал королю Франциску. Картина хранилась в замке Фонтенбло, но в середине XVII века была уничтожена за чрезмерную сладострастность. От несохранившегося оригинала остались копии в лондонской Национальной галерее и рисунки в Уффици и Доме Буонарроти.
«Геркулес и Омфала» Франсуа Буше
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732–1734. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Как говорится на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, в московский музей картина попала из Государственного Эрмитажа в 1930 году, куда, в свою очередь, поступила из собрания князей Юсуповых. Полотно относится к периоду, когда Буше закончил обучение у художника Лемуана, испытавшего сильное влияние Рубенса. Сюжет повествует о пребывании античного героя Геркулеса в плену у лидийской царицы Омфалы, которая должна была по воле богов унижать его, наряжая в женское платье и заставляя прясть вместе со своими служанками. Сама же она ходила в шкуре льва, снятой с Геркулеса, и носила его палицу. Изображая 13-й подвиг, любовную победу Геркулеса над царицей, художник в этой сцене ярко передал порыв страсти своих героев. Увидеть темпераментную картину можно в зале № 22 главного здания ГМИИ.
«Поцелуй» Константина Бранкузи
Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1908. Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI /Dist. RMN-GP / Adagp, Paris
Сотрудничество двух великих скульпторов, Константина Бранкузи и Огюста Родена, длилось около месяца, после чего румын, уже вполне освоивший уроки своего кумира, решил идти собственным путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева». А ровно через год появился «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва намеченными волосами и глазами. И это была революция: Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале, минуя предварительную работу в гипсе. Впрочем, изображение «Поцелуя» расскажет о мастерстве скульптора лучше любых слов. «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — восклицал Бранкузи. И мы с ним полностью согласны.
«Амур и Психея» Антонио Кановы
Антонио Канова. «Амур и Психея». 1787. Фото: Musée du Louvre
Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы выполнено из мрамора в 1787 году по заказу шотландского коллекционера и ценителя искусства барона Каудора, причем в двух вариантах. Для первой, наиболее известной скульптуры «Психея, оживленная поцелуем Амура» Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюбленные протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия. В другом варианте они рассматривают бабочку на руке склонившего голову к Психее Амура — символ мимолетности и невинности. Обе версии находятся в Лувре, а повторения скульптур — в Эрмитаже, куда первая попала из собрания князей Юсуповых (сначала она находилась в подмосковном Архангельском, потом во дворце на Мойке в Петербурге), а вторая была приобретена Александром I вскоре после смерти императрицы Жозефины, по заказу которой была выполнена в 1808 году.
«Свидание» («Объятия») Пабло Пикассо
Пабло Пикассо. «Свидание». 1900. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Впервые Пикассо появляется в Париже в 1900 году. Как гласит описание на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, с этим периодом связано создание им небольшой картины «Свидание». В эти годы Пикассо часто обращался к заглавному мотиву, который трактовал как тему человеческой близости, и развивал его в некоторых произведениях 1901–1904 годов, периода в его творчестве, который получил название «голубого». По мнению искусствоведов, в объятиях изображенных нет чувственности и идиллии, что в сочетании с замкнутым характером композиции и отсутствием подробностей передает отголоски будущей драмы. Через 13 лет после создания эту картину приобрел у художника коллекционер Сергей Щукин, и сегодня она выставлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ в Москве.
«День рождения» Марка Шагала
Марк Шагал. «День рождения». 1915. Фото: The Museum of Modern Art (MMA), New York
Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый год, когда Белла Розенфельд стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую. А вот что пишет сама Белла Шагал в своих воспоминаниях «Горящие огни» об этом полотне и об этом дне: «Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся… Я все еще держала цветы… Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».
«Поцелуй» Эдварда Мунка
Эдвард Мунк. «Поцелуй». 1897. Фото: Munch Museet, Oslo
Для Мунка характерным было возвращение к уже проработанным сюжетам, не стала исключением и картина «Поцелуй». Время написания первых ее вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни». Мрачная и отталкивающая, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайну его притягательности. Скупость цветовой палитры компенсируется выразительностью линий, пластичностью и грациозностью фигур, размытых очертаний слившихся в единое целое лиц.
«Поцелуй украдкой» Жана Оноре Фрагонара
Жан Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой». 1787–1789. Фото: Государственный Эрмитаж
Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников Франсуа Буше и Жан-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на галантные темы, и «Поцелуй украдкой» считается вершиной этого жанра. Юноша похищает поцелуй у молодой девушки, которая опасается, как бы их не застали врасплох, и с тревогой смотрит на приоткрытую дверь. Картина написана в конце 1780-х годов. Сменив несколько владельцев, она оказалась в собрании последнего польского короля Станислава Августа Понятовского и хранилась в Лазенковском дворце в Варшаве, откуда в 1895 году поступила в Эрмитаж. Выставляется в Зимнем дворце в зале № 288. В 1984 году почтой СССР была выпущена почтовая марка достоинством 10 копеек с репродукцией картины.
Бэнкси. «Целующиеся полицейские»
Бэнкси. «Целующиеся полицейские». 2005. Частная коллекция. Фото: Fine Art Auctions Miami
В 2006 году провокационный рисунок «Целующиеся полицейские» на стене бара Prince Albert в Брайтоне закрасили черной краской. Однако вандализм не прошел. После восстановления изображение аккуратно сняли со стены и продали на аукционе Fine Art Auctions в Майами анонимному покупателю за $575 тыс. Этой работой вдохновились участники группы «Синие носы», когда создавали свою «Эру милосердия». Фотография спровоцировала скандал с участием министра культуры Александра Соколова, который назвал ее «порнографией» и запретил к вывозу в Париж на выставку «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года».
«Буржуазный бюст. Джефф и Илона» Джеффа Кунса
Джефф Кунс. «Буржуазный бюст. Джефф и Илона». 1991. Фото: Jeff Koons / Tate / National Galleries of Scotland
В 1991 году Джефф Кунс женился на итальянской порнозвезде Илоне Сталлер, больше известной под именем Чиччолина. Брак был недолгим, но плодотворным: у пары родился сын, а различные конфигурации физических проявлений их любви, ставшие основой скульптур из серии «Сделано на небесах», принесли художнику громкую славу. Мы выбрали самое невинное произведение из этой серии — «Буржуазный бюст» из белого мрамора, где пара изображена в стиле барокко, а Илона Сталлер предстала в образе Венеры, богини красоты и плотской любви.
«Поцелуй» Франческо Айеца
Франческо Айец. «Поцелуй». 1859. Фото: Pinacoteca di Brera, Milano
«Поцелуй» итальянского живописца Франческо Айеца, написанный в 1859 году, мгновенно завоевал популярность у публики. Художник попытался объединить в картине такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянцев против иноземного господства — патриотизмом. Целующаяся пара представляет собой аллюзию не только к Ромео и Джульетте Шекспира и Ренцо и Лючии из романа Алессандро Мандзони «Обрученные», но и к образам Франции и Италии. Цвета, использованные художником, намекают на флаги двух стран и заключенный ими Пломбьерский пакт, ознаменовавший рождение итальянской нации. Картина впервые была представлена публике на выставке в Академии Брера в сентябре 1859 года, через три месяца после прибытия в Милан Виктора Эммануила II и Наполеона III, недавно разбивших австрийские войска в битве при Сольферино.
«Поцелуй» Густава Климта
Густав Климт. «Поцелуй». 1907–1908. Фото: Belvedere, Wien
Пожалуй, это самый хрестоматийный поцелуй в истории искусства и самый тиражируемый на сувенирной продукции, без которого не может обойтись ни одна подобная подборка. Полотно принадлежит к «золотому» периоду творчества Климта: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Автор трудился над картиной в течение года, пытаясь преодолеть творческий кризис между 1907 и 1908 годами. Некоторые исследователи считают, что на ней изображен он сам со своей возлюбленной Эмилией Флёге. На картине мужчина играет главенствующую роль, он возвышается над возлюбленной, защищая и доминируя. Коленопреклоненная поза женщины демонстрирует подчинение. Герои не скрываются от зрителя, несмотря на интимность момента. Кажется, что мужчина и женщина слились воедино на краю скалы, стали одним целым, однако они разделены с помощью орнамента.
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер»
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер». 14 августа 1945 г., Нью-Йорк. Фото: Alfred Eisenstaedt / Pix Inc. / Time & Life Pictures / Getty Images
Снимок, который автор в шутку называл «Безоговорочная капитуляция», стал для американцев символом победы во Второй мировой войне. Четырнадцатого августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции, и на улицы американских городов вышли ликующие толпы. Фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился снимать всеобщую радость, и среди сотен людей его внимание сразу привлек один моряк. Как позже вспоминал автор снимка, молодой человек хватал всех женщин без разбора и заключал в свои объятия. «И тут внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то темное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое, если бы на нем была светлая форма. Снимка бы не было», — гласит ставший знаменитым рассказ фотографа. Установлением личностей целующейся пары занимались десятки журналистов на протяжении многих лет, так много было претендентов. И если имя медсестры (Эдит Шейн) удалось выяснить еще в 1980 году, то моряк стал известен только в 2007-м — для этого Гленну Макдаффи пришлось пройти десять тестов на полиграфе. Сейчас на Таймс-сквер находится выполненная по мотивам этого снимка восьмиметровая статуя, рядом с которой 14 августа собираются сотни пар, чтобы сделать реконструкцию фото.
Анри Тулуз-Лотрек. «В постели: поцелуй»
Анри Тулуз-Лотрек. «В кровати: поцелуй». 1892. Частная коллекция. Продана на аукционе Christie’s в 2015 г. за $12,5 млн. Фото: Christie’s
На картине изображены две целующиеся женщины, которых, по легенде, художник писал в 1892 году с натуры в парижском борделе, и, собственно, полотно относится к серии «Публичный дом». Художник, как известно, показывал жизнь проституток подробно, без тени морализаторства и сентиментальности. Он изображал своих героинь за будничными делами: моющимися, за игрой в карты, в ожидании клиента или застилающими постель. Продавая свое тело мужчинам, на отдыхе они старались не подпускать их к себе и проводили время вместе.
К нам приехал Эдвард Мунк! Уже третий месяц залы Инженерного корпуса Третьяковской галереи демонстрируют шедевры живописи, графики, а также фотографии знаменитого живописца, одного из основоположников экспрессионизма из коллекции норвежского Музея Мунка в Осло, муниципалитету которого перед смертью художник завещал все оставшиеся у него работы. В экспозиции представлено более ста работ, из которых 36 гравюр и около 70 картин.
Эдвард Мунк начал работать в печатной графике с 1894 года и оставил колоссальное наследие, по своей художественной значимости ничуть не уступающее его живописным произведениям. Он экспериментировал с различными гравюрными техниками, испробовав сухую иглу, офорт, акватинту, меццо-тинто, литографию, гравюру на дереве. Практически все включенные в экспозицию работы созданы между 1894 и 1903 годами, когда рождались наиболее важные образы, вошедшие в серию Фриз жизни
Автопортрет c бутылкой вина, 1906 год. Музей Мунка, Осло
Несколько слов о художнике, чтобы стало понятнее, что его сложный и глубокий характер тонко чувствующего и склонного к рефлексии человека формировался в непростых жизненных условиях. От своих родителей маленький Мунк получил в наследство туберкулёз, от которого скончалась его мать Лаура Катрина, когда мальчику было 5 лет, а затем и любимая сестра Софи, а также психическое расстройство, склонность к депрессии от отца военного врача Кристиана Мунка. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, доходившей до психоневроза: под влиянием его проповедей впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Болезнь, сумасшедствие и смерть был чёрными ангелам, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни. Я рано узнал, что такое вечные муки и что поджидает грешников, попавших в ад… Когда отец наказывал нас, он становился совершенно безумным от ярости
Автопортрет в аду, 1903 год. Музей Мунка, Осло
С рождения – ангелы страха – скорби – смерти стояли возле меня, следовали за мной на улицу, когда я играл – следовали за мной солнечной весной – пышным летом – они стояли возле меня по вечерам, когда я закрывал глаза – и грозили мне смертью, адом и вечным наказанием – и тогда часто случалось, я просыпался ночью – и в диком страхе вглядывался в темноту комнаты. Я в аду
Автопортрет, 1895 год. ГМИИ им. Пушкина. Справа для сравнения из Музея Мунка
У Эдварда Мунка были непростые взаимоотношения с женщинами. Его влекло к ним, но одновременно он их боялся, испытывая страх перед интимной близостью, видя в страсти смертельную опасность: Женщина в её тотальной изменчивости – это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума… Художник выбрал свою собственную тактику общений с женщинами, стараясь избегать длительных любовных отношений, которые могли привести к браку. Как он сам признавался, его романы с женщинами были похожи на затяжные боевые действия:
– Когда мои враги считают, что я у них в руках, когда они уверены, что окружили меня, я поступаю, как Наполеон. Делаю смелый выпад. Во мраке ночи я вырываюсь из крепости и пробиваюсь через вражескую линию. Сажусь в поезд и уезжаю. Это вызывает смятение в лагере врагов. Они мечутся в испуге и спрашивают: Где же он?
Поэтому женщина в работах художника предстает в различных ипостасях:
то колдуньей или вампиршей, то смертью, то прекрасной девушкой…
Голова мужчины в волосах женщины, 1898 год. Музей Мунка, Осло
На этой гравюре мужчина угнетен и подавлен, а волосы женщины, как длинные щупальца, тянутся к нему.
Так тоска и отчаяние овладевают душой человека, затягивая ее в свои сети
Вампир I, 1895 год. Музей Мунка, Осло
Брошь. Эва Мудоччи, 1903 год. Бумага, литография. Музей Мунка, Осло.
Евангелина Маддок – скрипачка, дочь английского писателя Джеймса Маддока, возлюбленная Мунка в 1903–1909 годах
Лунный свет I, 1896 год. Музей Мунка, Осло.
Содержанием своих литографий и картин Мунк избирал наиболее острые проявления жизни и человеческие страсти: страх, ужас, одиночество или терзающую и опустошающую человека и его душу бесконечную ревность:
Таинственный взгляд ревнивца
В этих двух пронзительных глазах
Мириады мыслей,
Сконцентрированных как в кристалле.
Взгляд пристрастно испытующий,
Полный ненависти и полный любви (Эдвард Мунк)
Ревность I, 1896 год. Бумага, литография, раскрашенная вручную. Музей Мунка, Осло
Ревность II, 1896 год. Бумага, литография. Музей Мунка, Осло
Крик, 1895 год. Музей Мунка, Осло
Страх, 1896 год. Бумага, литография. Музей Мунка, Осло
Страх, 1896 год. Цветная гравюра на дереве. Музей Мунка, Осло
Мрачная северная природа в сочетании со скандинавским эпосом, которым художник зачитывался в детстве, сформировали натуру замкнутую и болезненную. Эдвард Мунк умело изображал одиночество ещё и потому, что сам был его истинным воплощением…
Два человека. Одинокие, 1899 год. Состояние IV. Музей Мунка, Осло
Два человека. Одинокие, 1899 год. Состояние I. Музей Мунка, Осло
В гравюрах Одинокие воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застывших статичных фигурах таится тревожное ожидание дальнейшего развития событий. Но по сути, эти два человека очень одиноки, и ничто не может разрушить их вселенское уединение. Ведь даже находясь рядом, мужчина и женщина бесконечно далеки друг от друга…
Два человека. Одинокие, 1899 год. Состояние III. Цветная гравюра на дереве, подкрашенная вручную. Музей Мунка, Осло
Влечение I, 1896 год. Бумага, литография, ракрашенная вручную. Музей Мунка, Осло
Прикосновение пылающих губ.
Земля и небо исчезли.
И чёрные глаза заглянули в мои…
(Эдвард Мунк, 1930–1935 годы)
Поцелуй III, 1898 год. Гравюра на дереве. Музей Мунка, Осло
Поцелуй II, 1897 год. Бумага, гравюра на дереве. Музей Мунка, Осло
А вот и знаменитая Мадонна Мунка. В Москву приехал второй, литогравированный вариант картины, исполненный в 1895 году. Эдвард Мунк пытался увидеть в Деве Марии обычную женщину, максимально её очеловечить, сделать близкой и узнаваемой, возвеличить в ней земное, человеческое, смертное. В момент зарождения жизни женщина, по мнению художника, объединяет в себе святость и одухотворенность мира вместе с его страданиями и страхами. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми в экстазе глазами и распущенными чёрными волосами. От канонического образа Мадонны остался только нимб вокруг головы.
Мадонна, 1895, 1902 год. Бумага, цветная литография. Музей Мунка, Осло
Литография отличается от варианта маслом оформлением в виде рамы с изображениями сперматозоидов
и маленькой фигуркой в позе эмбриона в левом нижнем углу.
А это первый вариант Мадонны (опять же для сравнения), который был написан в 1893–1894 годах. Картина была впервые представлена публике в 1896 году под названием Влюбленная женщина. По мнению художника, любовь – божественное чувство, и каждая новая влюбленность обязательно несет в себе оттенок скорби по кусочку собственного Я, принесенному в дар объекту страсти. Поэтому в глазах Мунка влюбленная женщина – это Мадонна Скорбящая.
Девушки на мосту, 1918 год. Музей Мунка, Осло.
Девушки на мосту, 1903 год. Бумага, офорт. Музей Мунка, Осло
Больной ребёнок (Больная девочка) I, 1894 год. Музей Мунка, Осло
Эти две гравюры с первой серьёзной картины Мунка, написанной как отклик на страдания старшей сестры художника Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. Он написал свою тётю Карен Бьёльстад, печально склонившуюся над смертельно больной девочкой.
Больной ребёнок (Больная девочка) II, 1896 год. Музей Мунка, Осло
Смерть в комнате больного, 1896 год. Музей Мунка, Осло.
У постели умирающего, 1896 год. Музей Мунка, Осло.
Человек не умирает, его убивают ближние – ядовитым газом слов – злыми мыслями – которые радиоволнами
достигают самой чувствительной точки (Эдвард Мунк)
Катафалк. Потсдамская площадь, 1902 год. Музей Мунка, Осло
Две женщины на берегу, 1898 год. Музей Мунка, Осло
Дело в том, что в разные мо
Поцелуй. Он может быть таким разным. Дружеский, родительский, нежный, поцелуй страсти и любви, первый поцелуй.
Многие считают соприкосновение губ куда важнее, чем другие проявления ласки. А свой первый поцелуй люди помнят точнее и ярче, чем первый секс, если верить опросам общественного мнения. При поцелуе в организме вырабатывается значительное количество адреналина, что активизирует все органы организма. Увеличивается пульс (до 150 ударов в минуту), циркуляция крови увеличивается, в результате клетки организма значительно обогащаются кислородом. При поцелуе, организмы обмениваются слюной, в которой содержаться необходимые антибиотики. Таким образом, взаимно укрепляется иммунитет и общее состояние. Поцелуй способен снижать боль: во время поцелуя вырабатывается эндорфин — гормон, обладающий болеутоляющими свойствами. Из всего перечисленного можно сделать вывод: любите друг друга и целуйтесь чаще!
Для начала несколько афоризмов для размышления.
- Целование чьей-либо руки — средневековой знак уважения. Факт.
- Женщину, которой ты не стал бы целовать руку, не стоит целовать и в губы. Феликс Хвалибуг.
- Он никогда не целует руку женщине, так как боится проглотить кольцо. Жюль Ренар.
- «Кажется, я дошел до ручки!” — воскликнул кавалер, покрывающий даму поцелуями. Антон Благовещенский.
- Рот у мужчины должен быть свободен на случай внезапного поцелуя. Автор неизвестен.
- Я сторонник обычая целовать женщине руку. С чего-то ведь надо начинать! С. Гитри.
Социологические исследования в области чувственных отношений привели к интересным выводам. В большинстве пар, где отношения переходят в рутину или приближаются к завершению, поцелуи исчезают раньше, чем секс. Получается, что поцелуи — та невидимая нить, тот мостик, которые связывают духовный мир людей. Неслучайно «жрицы любви» во всех культурах не целуют своих партнёров в губы. Значение поцелуя воспето в искусстве: в музыке, литературе, кинематографе.
Искусство называют сублимацией любви. Во многом это правда. Сколько несчастливых в жизни, безответно влюбленных или рано потерявших любимых, людей подарили нам прекрасные произведения искусства. И не меньше счастливых в любви творили благодаря и во имя своих «муз». И у поцелуев в этом деле всегда было сакральное значение.
Давайте представим себя в художественной галерее и рассмотрим, как свое видение поцелуя выразили знаменитые художники разных эпох и стран. С толком и не торопясь рассмотрим картины повнимательнее и попытаемся разгадать замысел творцов. Но я уверена, что каждый увидит что-нибудь свое в этих произведениях.
Картина Жан-Леона Жерома «Пигмалион и Галатея» написана в 1890 году. На ней скульптор целует ожившую статую из слоновой кости, которая ожила благодаря его молитвам. Согласно древнегреческому мифу, Пигмалион был царем острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.
Марк Захарович Шагал. «День рождения».
Картина «День Рождения» также демонстрирует нам двух летящих людей, которые, несомненно, влюблены друг в друга.
В тесном пространстве комнатки, молодым людям как будто не хватает места — они поднимаются над реальностью, так что комната кажется ещё меньше. Наиболее значимым элементом в работе является фигура мужчины, неестественно изогнутая, тянущаяся к губам любимой.
Причудливая манера письма, какой-то нелепый и одновременно необычайно гармоничный стиль, заставляет внимательно всматриваться в детали картины и находить каждую секунду что-то приметное — необычный коврик над кроватью в причудливых узорах, белую стену, испещрённую затемнениями, переливающееся фактурное платье девушки, заканчивающееся острым геометрическим воротником, яркий красный пол, скромную обстановку, в которой скрыты геометрические фигуры, (круги и прямоугольники) и многое другое.
Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый период, когда любимая Белла стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую — их счастье заставляет оторваться от земли.
Поцелуй украдкой — Жан Оноре Фрагонар. 1787-1789.
Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников — Франсуа Буше и Жана-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на «галантные» темы, он развивал направление, заданное Антуаном Ватто. «Поцелуй украдкой» — вершина «галантного» творчества мастера. Юноша «похищает» поцелуй у молодой девушки, ее правая рука сжата ладонями юноши, который удерживает героиню подле себя. Она тревожно смотрит на приоткрытую дверь, чтобы никто не зашел и не увидел их. Поражают убедительность, с которой написаны фигуры, фактурность ткани, интерьер и светотень в комнате.
«В постели: поцелуй» 1892 г. Граф Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де (1864—1901) — французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.
Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Любовные, романтические отношения у него складывались неудачно, что он с лихвой компенсировал богемной жизнью и женщинами легкого поведения. Это его в конечном счете и сгубило. Он умирал от сифилиса на руках у своей матери.
Шедевр Анри де Тулуз-Лотрека «В постели: поцелуй» написан в 1892 году. На картине две целующиеся женщины. По легенде художник рисовал с натуры в одном из парижских борделей. После того, как он закончил работу, он якобы сказал: «Это лучше, чем ничего. Это само воплощение чувственной радости».
Поцелуй. Серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка (Он не только «Крик» написал). Наиболее ранние варианты относятся к началу 1890-x годов, однако наиболее известна версия 1897 года, выставлявшаяся как часть цикла «Фриз жизни».
Картины изображают двух влюблённых, слившихся в поцелуе у окна: их лица буквально растворяются одно в другом. По-видимому, интерьер здесь изображён тот же, что и на картине «Ночь в Сен-Клу» (1890), что позволяет предположить, что в основе картины лежат реальные воспоминания художника.
Картина Мунка вдохновила молодого Густава Вигеланна на скульптуру под названием «Склонённые».
«Поцелуй» (итал. Il bacio) — картина итальянского художника Франческо Айеца (встречается написание фамилии, как Хайес), написанная в 1859 году в стиле итальянского романтизма.
Цвета, использованные художником намекают на Пломбьерский пакт между Италией и Францией, ознаменовавший рождение итальянской нации. Кроме того в персонажах картины Хайес стремился показать зарождающуюся итальянскую нацию. Так он объединяет в одном сюжете любовь личную с любовью к родине.
Картина одного из самых загадочных художников ХХ века – бельгийца Рене Магритта. Влюбленные (Любовники, The Lovers).
Мотив человеческой слепоты, которая, по мысли многих художников рубежа XIX-XX веков, и есть прозрение (недаром в сознании людей прочно закрепилось представление о слепоте провидцев), с наибольшей силой проявился в картине «Влюблённые», которая существует в двух вариантах. На полотнах изображены мужчина и женщина, головы которых укутаны белыми покрывалами. На одной картине они целуются (представлена ниже), на другом варианте картины — влюбленные развёрнуты лицом к зрителю.
Первая мысль, приходящая на ум практически каждому, кто сталкивался с картиной, банальна до неприличия – любовь слепа. Но если бы всё было так просто, Рене Магритт не был бы автором этих картин. Да и сама жизнь художника полностью опровергает эту мысль: в 14 лет он познакомился с Жоржеттой Бергер, в 24 он на ней женился, напротяжении 45 лет она была его единственной женщиной, женой, моделью, музой. Неужели Магритт был слеп всю свою жизнь? Попробуем разобраться в загадках художника. Заодно придётся выяснить, зачем ему понадобилось писать два полотна.
Начнём с целующихся «Любовников» (второй распространённый перевод названия картины), как это сделал и Магритт. Художник изобразил персонажей в порыве страсти: это видно по складкам наброшенных на головы полотен. Страсть, вспыхнувшая между любовниками, действительно слепа. Она лишает человека способности объективно мыслить, видеть многие вещи. Кстати, однажды встретила интересное мнение: Магритт не просто закрыл глаза влюблённым, он замотал им головы — реализованная метафора «потеряли голову от любви».
Очень интересна деталь «поцелуй через полотно». Может, это ненастоящая любовь, не способная дать наслаждение от соприкосновения тел, проникновения друг в друга? Греховная страсть, стыдливо прикрытая или «предохраняющаяся» белыми покрывалами?
А может, Магритт хотел вынести приговор человеческим чувствам: даже любовь не способна дать постижение истины. Даже влюблённые люди остаются слепыми: они не видят никого и ничего вокруг себя, они не видят даже настоящего лица друг друга и, возможно, никогда друг друга до конца не познают.
Возможно, кстати, и «оптимистическое» толкование картины. Любовь настолько самодостаточна, что зрение ей не нужно. Влюблённым совершенно не обязательно видеть друг друга и весь окружающий мир. И чувствуют они друг друга даже сквозь двойной слой ткани. То есть мысль о том, что истинные чувства не знают каких-либо материальных преград.
Но, может быть, это и есть апофеоз любви: у человека, познавшего любовь, открывается внутреннее, истинное, зрение, позволяющее ему чувствовать этот мир, а не видеть его жалкое подобие? И препятствия вроде наброшенных на героев полотен, а также одежды, стен, слов, искусственных красок, звуков больше не мешают ему наслаждаться подлинной красотой этого мира? Возможно, именно эта истина и является самым ценным призом за разгадку живописного ребуса Рене Магритта — человека, который знал об этом мире намного больше, чем мы!
Поцелуй — мраморная скульптура, созданная Огюстом Роденом и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально изображённая обнимающаяся пара являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада, заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.
Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини, в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.
Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.
По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они — равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.
Немного поп-арта 🙂 Рой Лихтенштейн написал несколько версий объятий семейной пары, но «Kiss V» с 1964 года является самой популярной. В картине чувствуется, что паре предстоит долгая разлука и это возможно их последний поцелуй, поэтому в нем чувствуется столько любви.
И, пожалуй, один из самых известных «Поцелуев». Уже раскрытый во многих вариациях и работах на Ярмарке Мастеров.
Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907—1908 годах.
Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета. Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости.
Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящего от золота, тесно соединяются с содержанием картины. Ценность картины как бы освещает её смысл. Стилистические свойства этого периода, характеризующиеся сокращением глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения, подчёркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья.
На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.
Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют характерные его полу «жесткие» формы, прямоугольные бело-чёрно-серые поля, тогда как женщине — «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы. Поэтому, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Однако эта разница является чисто символической и практически исчезает на фоне общей орнаментализации картины.
Ореол, окружающий слившихся воедино в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллическим. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских Фризах». Этому главному символу мужского достоинства соответствует вирилитет мужчины. От него исходит вся энергия полотна. Это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать в щёку. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит, преклонив колени — явный символ подчинённости (при этом мужчина тоже стоит на коленях).
Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
После такого обзора хочется пойти и крепко обнять своего любимого человека, поцеловать и сказать, как сильно этот человек дорог и вашен в твоей жизни. Можете последовать моему примеру 🙂
Спасибо всем дочитавшим за наше совместное путешествие по виртуальной галерее всемирноизвестных поцелуев!
12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк, норвежский художник-экспрессионист. Предлагаем познакомиться с картинами, в которых живописец символично воплотил свои душевные переживания и страхи: перед смертью, одиночеством, несчастной любовью
Страх смерти
Тема смерти, страха перед этим таинственным явлением и ее неизбежностью проходят сквозной нитью через все творчество Эдварда Мунка. Они навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли от туберкулеза старшая сестра Софи и брат Андреас. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь художника. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он не избавился до конца своих дней. Художник вспоминал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом…»
“Весна”
Одна из ранних картин Эдварда Мунка – «Весна». В центре композиции в кресле изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Рядом с ней – мать. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на исполненные страдания и печали лица. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте – художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.
Образы больных и умирающих постоянно появляются на полотнах Мунка. В картине «Больная девочка» воплощены разные душевные состояния художника: просветленность, грусть, боль, безысходность.
“Больная девочка”
В 90-е годы XIX века Мунк создает произведения, в которых тема страдания и одиночества доведены до крайности. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. На картине «Мертвая мать» центральная фигура – не умершая женщина, вокруг которой могли бы горевать родственники. Мунк выражает свое постоянное ощущение горя и одиночества через трагическое поведение ребенка. Девочка закрылась от звуков внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что потеряла самого близкого человека.
“Мертвая мать”
Страх одиночества
Чувство одиночества постоянно преследовало художника: «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло, и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так появилось самое знаменитое произведение Эдварда Мунка – «Крик». Одинокая человеческая фигура на полотне кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Горизонт с извивающиеся линиями фьорда и неба, необычные краски пейзажа, полыхающего красным цветом. Лицо человека, похожее на безликую маску. Спокойные фигуры двух мужчин противопоставлены трагической гримасе его лица, искаженного криком. Живопись Мунка достигает в этой картине пика энергии и напряженности, а эмоции – остроты. Полотно – символ отчаяния и одиночества. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве XIX века. В 2004 году «Крик» и картина «Мадонна» были похищены из музея Осло. Полотна были найдены и возвращены, но их пришлось серьезно реставрировать.
“Крик”
Автопортреты Мунка – своего рода исповеди. Самый символичный – автопортрет «На операционном столе», где художник изобразил себя лежащим обнаженным и беспомощным на белой простыне. Кровавое пятно на переднем плане создает ощущение тревоги и страха перед болью и смертью. На простертое одинокое тело художника взирают равнодушные лица, похожие на бледные пятна. Единственное тщательно прорисованное лицо на этом полотне – лицо самого художника.
Автопортрет “На операционном столе”
Тщета жизни, страх остаться одиноким. Эти настроения пронизывают «Танец жизни» – главную композицию цикла картин «Фриз жизни», программного произведением Эдварда Мунка. Озаренные мягким светом северной белой ночи, кружатся в танце пары. В вихре движений контуры персонажей растворяются, а лица становятся похожими на маски. Четко показаны только две фигуры по краям композиции – молодая девушка в белом платье и одетая в черное женщина средних лет. Лицо женщины выражает усталость и отчаяние. Надежды юности сменяются одиночеством и старостью – таков смысл полотна.
“Танец жизни”
Страх несчастной любви
Мысли о серьезных отношениях с женщиной приводили художника в отчаяние. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь – это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».
В 1890 году Эдвард Мунк написал картину «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц, слившиеся в поцелуе. Любовников как будто скрывает мгла. Это не конкретная пара, а одни из тысяч, кто соединяет будущие поколения с прошлыми.
“Поцелуй”
Неудачный любовный опыт самого Мунка отразился в его картинах. У художника был роман с дочерью богатого купца, которая всеми силами пыталась женить его на себе. Боясь связывать себя брачными узами, художник бежал от возлюбленной, но она преследовала его. Загнанный в угол, Мунк впал в глубокую депрессию и оказался в психиатрической больнице. В это время в его картинах появляются образы демонических женщин. На картине «Вампир» (другое название «Любовь и боль») рыжеволосая женщина хищно склонилась над мужчиной, готовая впиться ему в шею. Ее длинные волосы выглядят, как струящаяся кровь. И хотя на картине не изображено ничего фатального, художник создает впечатление, что любовь может иногда превращаться в ужас. Кстати, эта картина недавно была продана на аукционе «Кристис» за рекордную сумму 38 миллионов долларов.
“Вампир (Любовь и боль)”
А вот образы недоступных ему женщин на картинах Мунка прекрасны. В 90-е годы художник присоединился к авангардной группе богемы во главе с поэтом Станиславом Пшибышевским. Под его влиянием Мунк внес в свои картины множество сексуальных символов. Подруга, а затем жена Пшибышевского, Дагни Хьелл, стала для Мунка музой и моделью. Ее облик запечатлен на многих картинах. Наиболее известная работа и вершина творчества художника – картина «Мадонна».
“Мадонна”
Преодоление страхов
С годами, после неоднократного лечения в психиатрических клиниках, страхи постепенно оставляют Эдварда Мунка. В начале ХХ века меняется тематика картин художника. В 1913 году он пишет полотно «Солнце», на котором светило – источник всех жизненных сил на земле.
“Солнце”
В творчестве Мунка начинается период пейзажей. Картина «Девушки на мосту (Белая ночь)» наполнена созерцательностью и покоем. Стремительные линии моста, завороженные фигуры молодых женщин, зеркало воды и силуэты деревьев с пышными кронами вплетены в единое полотно. Мост – символ перехода в иной мир. Люди, глядящие на струи воды навевают мысль о том, что все бренно, все проходит. Вечна лишь одна природа.
“Девушки на мосту”
Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единую гармонию – картина «Плодородие». Кстати, эта картина из частной коллекции выставлена на продажу на аукционе “Кристис” и обещает побить рекорд по цене.
“Плодородие”
В 1940 году нацисты, оккупировавшие Норвегию, признали творчество художника дегенеративным. Его картины были выдворены из музеев. Мунк скрылся в своем загородном доме, занимался огородом, разводил кур и свиней. Писал редко, приводил в порядок свой архив. Смерть, которую всю жизнь так боялся художник, была к нему милосердна. Эдвард Мунк прожил долгую жизнь – 81 год. Он умер 23 января 1944 года, читая роман Достоевского «Бесы» в кресле у окна.
Автопортрет художника в старости
Рассказали в красках: 10 картин о поцелуях
Считается, что самый надежный способ убедиться в своих чувствах – это поцелуй. Ссоры, обиды, усталость отступают, стоит лишь поцеловать любимого человека – по-настоящему любимого, разумеется. Если между вами уже или все еще есть эта химия – вы буквально чувствуете, как Земля вращается вокруг Солнца, секунды сменяют друг друга, весь мир движется, и только вы стоите на месте.
Эту магию проще описать словами, и, конечно, писателям, от гениев до безымянных создателей дамских романов в мягких обложках, рассказать о поцелуе довольно просто. И тем не менее художники вновь и вновь обращаются к той же теме. Wedding выбрал самые известные картины, которые говорят о любвина языке искусства.
- По-русски (Марк Шагал «Зеленые любовники», 1914 г., частная коллекция)
Часто мы слышим от влюбленных: «Я будто во сне». Марк Шагал был тем художником, который смог превратить сон в реальность, перенеся его на холст. Герои его картин парят в воздухе и зависают в невесомости. Шагал отменил закон гравитации и описал тех самых бабочек, которые поднимают человека ввысь. Цикл «Любовники» писался под вдохновением брака с его первой женой Беллой Розендельф. К сожалению, смерть их разлучила, но даже позднее женившись второй раз, он не уставал повторять, что только девушка из Витебска была для него всем. В этот цикл входят картины целующихся «Синие любовники», «Розовые любовники», «Серые…» и «Зеленые…». Цветом художник описывал эмоции: сдержанность, нежность, меланхоличность и умиротворение. Так как зеленый — это цвет плодородия, любовники, лица которых раскрашены им — история о рождении чего-то нового. Шагал изобразил то самое начало поцелуя: двое замерли в ожидании.
- По-французски (Анри де Тулуз-Лотрек «Поцелуй в постели», 1892 г., частная коллекция)
Постель — самое интимное и незащищенное место, в котором человек расслаблен и максимально уязвим. Анри Тулуз-Лотрек «положил» влюбленных в одну кровать, они обнажены и укутаны облаком-одеялом. Художник мог использовать любой цвет и принт для постельного белья, но предпочел именно голубой, что говорит о чистых и искренних отношениях людей. Понятно, что это чуть больше, чем поцелуй, но художнику удалось удержать грань между эротикой и вульгарностью. Все самое откровенное осталось за кадром. Чтобы понять, что это нечто большее существует остальное показывать и не нужно — любовь имеет право на таинство.
- По-английски (Фредерик Лейтон «Рыбак и сирена», 1856—1858 гг, частная коллекция)
Фредерик Лейтон искусно владел кистью в классицистической живописи, сюжетами его картин часто становились истории из античной литературы, а главной героиней, конечно, женщина. В основу сюжета картины «Рыбак и сирена» легла легенда о сладкоголосых полуженщинах-полурыбах, которые заманивали рыбаков в свою обитель, где те погибали. На картине изображен юноша, утративший всякую возможность здраво мыслить, поддавшийся искушению и доживающий последние минуты своей жизни. Не самая ужасная смерть: в объятиях красивой, пусть и коварной женщины.
- По-итальянски (Франческо Айец, «Поцелуй», 1859 г., частная коллекция)
Одной из главных работ в творчестве Франческо Айеца, писавшего в стиле романтизма, стала картина «Поцелуй». Она представляет собой аллюзию на Ромео и Джульетту Шекспира и Ренцо и Лючию из романа Алессандро Мандзони «Обручённые». Обе любовные пары стали жертвами обстоятельств, в которых не могут быть вместе, и ради совместного будущего им нужно расстаться. У зрителя есть возможность будто случайно пройти мимо и заметить прощальный поцелуй двоих возлюбленных.
- По-испански (Пабло Пикассо «Фигуры на берегу моря (Поцелуй)», музей Пабло Пикассо в Париже.)
У Пабло Пикассо есть несколько картин с изображением поцелуя, но, наверное, именно эта картина «Фигуры на берегу моря» максимально честно описывает, что происходит внутри и снаружи страстно влюбленных людей. Уже не понятно, где здесь рука, нога, все смешалось в истерии страсти и хочется рассматривать картину, собирая любовников по пазлам. Возможно, художник предпочел не идентифицировать людей и просто назвать их фигурами, тем самым максимально обнажив их перед нами, потому что настоящий чувственный импульс человека всегда далек от разума и уже неважно где заканчивается он и начинается она.
- По-немецки (Макс Эрнст «Поцелуй», 1927 г., музей Гуггенхайма в Берлине)
Ещё один представитель сюрреализма, но уже немецкого, Макс Эрнст и его картина «Поцелуй». Эта работа — чистое воплощение идеи любви, в соединении двух таких разных и одновременно одинаковых миров мужчины и женщины. Голубое небо и коричневая земля запутываются в нитях, образуя один клубок любви, нежности и страсти.
- По-американски (Рой Лихтенштейн «Поцелуй», 1962 г., частная коллекция)
Можно ли скупыми линиями и лаконично нанесенными красками изобразить целый спектр человеческих эмоций: отчаяние, нежность, страсть? Поп-арт художник Рой Лихтенштейн справился с этим на отлично. Он прославился работами на основе комиксов, но чтобы изобразить действие, ему не нужно было писать целую серию картин, история писалась на одном полотне. Его знаменитые целующиеся возлюбленные, несмотря на кажущуюся статичность, полны жизни и кажутся не менее реальными, чем мы с вами.
- По-норвежски (Эдвард Мунк «Поцелуй», 1897 г., музей Мунка, Осло)
Эдвард Мунк написал цикл картин «Поцелуй», узнать их все можно по отличительной черте — влюбленные изображены у окна. Оно отделяет двух людей от социального мира, подчеркивая важность того, что происходит только здесь и сейчас. Влюбленные Мунка лишены лиц и уже неважно красивы они или нет, сколько им лет, сейчас они представляют одно целое.
- По-австрийски (Густав Климт «Поцелуй», 1907-1908 гг., галерея Бельведер, Вена)
История создания «Поцелуя» Густава Климта гласит, что некий граф заказал у него картину для своей возлюбленной, на котором попросил изобразить их пару целующейся. Климт выполнил пожелание, и заказчик был доволен. Но его мучил один вопрос: почему уста влюбленных так и не сомкнулись? Художник ответил, что хотел описать чувства и мотивы поцелуя. «Поцелуй» Климта — картина невероятно интимная и по эмоциональности очень наполненная, потому что нет ничего откровеннее и честнее надежды и ожидания.
- По-бельгийски (Рене Магритт «Влюбленные», 1828 г., музей современного искусства, Нью-Йорк)
Трактовать картину «Влюбленные» Рене Магритта можно по-разному. Кто-то подумает, что поцелуй через простыни — это олицетворение фразы «Любовь слепа», и влюбленные являются загадкой не только для друг друга, но и для окружающих. А кто-то оптимистично скажет, что мужчина и женщина сумели постичь любовь такой силы, что способны ощутить настоящую близость, несмотря на любые покровы тайн и разделяющие их преграды — каждый увидит то, что ему близко.
Текст: Есения Рудавка
Поцелуй (Мунка картина) – The Kiss (Munch painting)
Поцелуй является картина маслом на холсте законченных норвежским символистов художника Эдварда Мунка в 1897. Часть его Фриз жизни ,которых изображены этапы отношений между мужчинами и женщинами, Поцелуй является реализация мотива , с которым он имел экспериментировалтех пор 1888/89: пара целовать их лица сплавления как один в символическом представлении их единства. Выставленные еще в 1903 году, эта работа проводится в Музее Мунка в Осло .
Описание
Поцелуй является картина маслом на холсте, размером 81 на 99 см (32 × 39 в в). На ней изображена пара , окруженный темнотой, только щепки дневного света , показывая через окно , которое в основном покрыта завесой. Они держат в объятие , как они , казалось бы , сливаются в одно целое, их лица один, безликая форма. Искусствовед Роберта Смит отмечает , что Мунк благоприятствования «длинные, несколько заглатывания мазков , которые были более окрашиваются , чем окрашенный».
Картина аналогична, хотя проще, чем другая работа с одной и той же темой Мунка производится в тот же период.
Фон
Поцелуй у окна (1892 г.), более ранняя реализация «поцелуй» мотивНорвежский символист художник Эдвард Мунк (1863-1944) пришлось справиться с болезнью, психическим заболеванием , и смерть в его семье, а также строгим и сильно религиозного отца. В течение своей жизни он испытал разочарование в любви и слабом здоровье, заставляя его приступы меланхолии ; Мунк также стал алкоголиком. Художник никогда не женился. Это повлияло на его художественное производство и эмоциональные состояния своих картин. «Большинство фигур Мунка,» пишет Роберта Смита, «не сошли с ума, но парализована океанические чувства печали, ревности, желания и отчаяния , что многие люди нашли шокирующие либо их эротики, сырой стиль или намеков психической нестабильности.» Хотя шокирует, его картины характеризуются эмоциональной честностью и что делает их захватывающими.
Мунк экспериментировал с мотивом пара поцелуев, как в живописи и гравюр, в начале 1888-89. В многочисленных реализациях этого мотива есть контраст между миром внутри и снаружи помещения , в котором находится пара. Внешний мир кажется ярким и живым, в то время как интерьер комнаты вечен, с паром замораживает в их объятиях. В этом мотиве, абстрактной форме пары, в которых , по всей видимости будут объединены в один грани двух, указывает на их чувство сопричастности и единения. Более поздние версии мотива не только объединили свое лицо, но и их тело. Мотив был частью серии Мунка называется Фриз Жизни , на котором он провел более 30 лет своей карьеры. Цикл изображает этапы отношений между мужчинами и женщинами и является частью того , что Мунк называется «борьба между мужчинами и женщинами , что называется любовью». Она включает в себя образы притяжения, ухаживания, реализации и разочарования.
Анализ
Ночь в Сен-Клу (1890)Согласно музея современного искусства , темная атмосфера в Поцелуй является представителем амбивалентность Мунка о романтике. В 1897 году картины, искусствовед Reinhold Хеллер считает «практически невозможно» , чтобы отделить две фигуры, особенно там , где их лица встретиться и стать одним. Он считает , что изображение влюбленных представлять свое единство и в то же время, представляя угрожающую «потерю индивидуальности, потерю собственного существования и идентичности» , которая намекает на смерти.
Автор Пшибышевский (1868-1927) был критически расплавленным лицо, находя их «смотреть [ я ] , как гигантское ухо … глухой в экстазе крови». Писатель Август Стриндберг (1849-1912) дал аналогичное мнение, писать о том , что пара становится «слияние двух существ, из которых меньше, в виде карпа, кажется , готов пожирать больше».
Из – за сходства в комнате Поцелуя Мунки собственных, как представлены в ночи в Сен-Кле , искусствовед Ульрих Бишофф рассматривает картину , чтобы иметь автобиографический элемент.
происхождение
Поцелуй был выставлен в 1903 году на выставке Мунки Любви Пробуждения , сопряженной с копией его Мадонны . Картина является частью коллекции музея Мунка в Осло , Норвегия; Музей посвящен Мунка и его работы.
Другой
Другой видный картина в истории западного искусства , который обычно называют Поцелуй был нарисован Густава Климта в 1907 году.
Рекомендации
Работа цитируется
Поцелуй, 1897 Эдвард Мунк
Мунк создал множество работ в тематическом ключе, в том числе «Поцелуй », и выставил их рядом друг с другом в том, что он назвал «Свободой жизни». Темы в сериале варьировались от любви и смерти, секса, тревоги, неверности, ревность и этапы жизни, в том числе и знаменитая картина «Крик».
Мунк никогда не был женат. Темная атмосфера Kiss является представителем амбивалентности Мунка в отношении романтики.Практически невозможно разделить две фигуры, особенно там, где их лица встречаются и становятся одной в картина. Историк искусства Рейнхольд Хеллер считает, что изображение влюбленных представляет их единство, и в то же время представляет угрожающую «потерю индивидуальности, потерю собственного существования и идентичности», которая намекает на смерть. На эту тему есть четыре варианта гравюры на дереве. Поцелуи I и II были произведены в 1897 году и были одними из самых ранних ксилографий Мунка.The Kiss III был создан в 1898 году, а The Kiss IV – в 1902 году. В каждом случае художник варьирует нюансы фона с помощью различных блоков, которые были несколько изменены.
Австрийский художник Густав Климт создал свою версию «Поцелуй» между 1907 и 1908 годами в своей студии в Вене. Картина представляет собой классический стиль Vienna Secession и считается фирменным Klimt со всеми графическими атрибутами, которые мы ожидаем. В этом Климт изображает его личную жизнь – женщина – Эмили Флёге, сестра Клима в законе и музе, которая была также широко считается его любовником – но также имеет прямое отношение к картине «Поцелуй » Эдварда Мунка.В то время как картина Мунка отражает его личных демонов, показывая пару на тяжелом темном фоне, их лица, слитые в безликую пустую форму, версия Климта гораздо более романтичная, но не менее страстная.
,Эдвард Мунк известен как норвежский художник-экспрессионист и печатник. В конце 20-го века он сыграл большую роль в немецком экспрессионизме и в последующей форме искусства; а именно из-за сильной душевной муки, которая была показана во многих частях, которые он создал.
Эдвард Мунк родился в Норвегии в 1863 году и вырос в Кристиании (известной сегодня как Осло). Он был связан с известными художниками и художниками самостоятельно, Джейкобом Мунком (живописец) и Питером Мунком (историк). Только несколько Спустя годы после его рождения мать Эдварда Мунка умерла от туберкулеза в 1868 году, и его воспитал его отец. Отец Эдварда страдал психическим заболеванием, и это сыграло роль в том, как он и его братья и сестры были воспитаны.Их Отец поднял их со страхом глубоко укоренившихся проблем, что является одной из причин того, почему работа Эдварда Мунка приобрела более глубокий тон и почему у художника было так много подавленных эмоций, когда он рос.
В 1885 году Эдвард Мунк отправился в Париж и находился под сильным влиянием таких импрессионистов, как Клод Моне, Эдуард Мане, а затем следуют художники постимпрессионизма Винсент Ван Гог, Пол Сезанн, и Поль Гоген.Фактически, основной стиль работы Мунка – постимпрессионизм, и сосредоточен на этом стиле.
Примерно с 1892 по 1908 год Мунк разделил большую часть своего времени между Парижем и Берлином; в 1909 году он решил вернуться в свой родной город и вернуться в Норвегию. В этот период большая часть работы, которая была создана Эдвардом Мунк изобразил его интерес к природе, и было также отмечено, что тона и цвета, которые он использовал в этих произведениях, добавили больше цвета и казались немного более веселыми, чем большинство предыдущих работ, которые он создал за годы прошлое.Пессимистический тон, который был довольно заметен во многих его более ранних работах, совсем немного угас, и, кажется, он приобрел более красочный, игривый и забавный тон с пьесами, которые он создавал, в отличие от к темному и мрачному стилю, с которым он имел обыкновение работать ранее в течение своей карьеры. С этого периода, вплоть до своей смерти, Эдвард Мунк оставался в Норвегии, и большая часть его работ была создана с этого периода Похоже, он принял тот же, красочный подход, который он принял, вернувшись домой в 1909 году.
Природа – это не только все, что видно глазу … она также включает в себя внутренние образы души ». – Эдвард Мунк
Большинство работ, созданных Эдвардом Мунком, назывались стилем, известным как символизм. Это в основном из-за того, что картины, которые он сделал, были сфокусированы на внутреннем виде объектов, в отличие от к внешности, и то, что глаз мог видеть.Художники-символисты считали, что искусство должно отражать эмоцию или идею, а не представлять мир природы объективным, квазинаучным образом, воплощенным в реализме и Импрессионизм. В живописи символизм представляет собой синтез формы и чувства реальности
.